Минэкономразвития при работе над Стратегией пространственного развития России ориентируется в первую очередь на рост городского населения и концентрацию экономики в крупных агломерациях, отметил глава МЭР Максим Орешкин на слушаниях в Совете Федерации. Сенаторы акцентировали внимание на сбалансированности развития и создании достойных условий жизни во всех регионах.
В процессе разработки Стратегии пространственного развития России эксперты, по словам главы Минэкономразвития М. Орешкина, ориентируются прежде всего на российские и мировые тенденции пространственного развития последних лет. А это рост городского населения и концентрация экономики в крупных агломерациях.
Всего в документе выделены четыре типа территорий, для каждого из которых предусмотрены меры государственной поддержки. Это крупнейшие агломерации, центры экономического роста регионального уровня, малые, средние города и сельские территории, а также геостратегические территории.
«Вместе с тем важно не ограничивать рост рамками самых крупных агломераций, а создать условия распространения этого роста для развития других территорий, — подчеркнул М. Орешкин. — Одним из предложений, которое могло бы способствовать более активному экономическому росту за пределами агломераций, является зачисление налога на доходы физических лиц по месту проживания».
В настоящее время правительство завершает формирование Комплексного плана развития магистральной инфраструктуры до 2035 г. Эта работа ведется по всем основным типам инфраструктуры — транспортной, электроэнергетической, а также современной цифровой экономики. Развитие инфраструктуры позволит расширить положительное влияние городов на прилегающие территории, придаст ускорение их экономическому развитию, повысит мобильность населения и приведет к росту качества его жизни.
Стратегия пространственного развития, по мнению председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, должна стать фундаментом для разработки и увязки между собой других стратегий, национальных проектов и государственных программ социально-экономического развития страны.
Рассогласованная политика в сфере пространственного развития, по словам спикера верхней палаты парламента, приводит к необоснованному «стягиванию» населения крупными промышленными центрами и агломерациями, усилению роли крупных городов в экономике страны и концентрации экономической деятельности в центрах экономического роста. Одновременно растут транспортные и экологические проблемы, социальные диспропорции, сохраняется низкая подвижность населения и слабая транспортная доступность территорий внутри страны.
Документ должен быть нацелен на обеспечение достойных условий жизни для граждан независимо от того, где они проживают. «Совет Федерации последовательно выступает за дальнейшее внедрение стандарта благополучия, — напомнила г-жа Матвиенко.
— Смысл этого инструмента заключается в том, чтобы каждому гражданину, независимо от места его проживания, был обеспечен определенный стандарт доходов и услуг, который гарантирует достойные условия жизни».
Чтобы стать эффективным механизмом, по оценке В. Матвиенко, стандарт благополучия должен реально использоваться в ходе бюджетного планирования, в том числе при формировании модельных бюджетов регионов.
«Бизнес тоже не должен оставаться в стороне от этих процессов, — уверена В. Матвиенко. — Мы живем в условиях рыночной экономики. И если наши бизнесмены будут думать не только о прибыли, но и о развитии территорий, о человеческом потенциале, о культуре и спорте, то лучше от этого в конце концов станет всем».
При формировании планов размещения производственной инфраструктуры, по мнению председателя комитета СФ по экономической политике Дмитрия Мезенцева, следует принимать во внимание усилия регионов в поиске инвесторов, в развитии собственной промышленной базы. «Также нужно учитывать, что сегодня большое число граждан бывшего СССР, людей подготовленных, с хорошей квалификацией, готовы были бы приехать, чтобы влиться в трудовые коллективы, причем не обязательно в Москве или Санкт-Петербурге, а в регионах», — подчеркнул сенатор.