Участники соглашения ОПЕК и не-ОПЕК об ограничении добычи нефти, в том числе Россия, договорились увеличить добычу нефти в течение ближайших месяцев на 1 млн баррелей в день. Основной вклад в прирост обеспечат, по мнению Норберта Рюкера, главы исследований сырьевых рынков швейцарского банка Julius Baer, Саудовская Аравия, производитель, у которого наибольшие свободные мощности, и Россия.
Аналитик «ВТБ Капитала» Дмитрий Лукашов объясняет, что точные размеры квот для стран — участниц соглашения после его пересмотра определит мониторинговый комитет, и рост добычи не будет пропорциональным для всех стран. Но министр энергетики России Александр Новак заявил, что российская добыча может увеличиться на 200 000 баррелей в день во второй половине 2018 г.
«ВТБ Капитал» замечает в связи с этим, что точный показатель, от которого отсчитывается как ограничение добычи, так и ее увеличение по квоте, российское правительство никогда не публиковало. Появлялись данные, будто изначально российские чиновники при заключении соглашения с ОПЕК отталкивались от базового показателя октября 2016 г., который составил 11,159 млн баррелей в сутки. В то же время, продолжает Д. Лукашов, максимальное производство нефти в октябре 2016 г. составляло 11,247 млн баррелей в сутки. Таким образом, после снижения, обусловленного соглашением с ОПЕК, добыча России могла быть ограничена и 10,859 млн баррелей в сутки, и 10,997 млн баррелей в сутки. А по данным Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса России, среднее производство нефти в 2018 г. составляло 10,997 млн баррелей в сутки, что не совпадает ни с одним из приведенных выше показателей. Далее, в первые 20 дней июня 2018 г., когда соглашение с ОПЕК продолжало действовать в прежнем режиме, средняя добыча составила 11,072 млн баррелей в день. Таким образом, делают вывод аналитики «ВТБ Капитала», совершенно не ясно, от какого показателя будет отсчитываться увеличение добычи, согласованное российскими чиновниками при продлении договоренностей с ОПЕК.
А Норберт Рюкер из Julius Baer предупреждает, что, несмотря на договоренности стран ОПЕК и не-ОПЕК, в ближайшем будущем можно ожидать полнейшей неопределенности с предложением нефти в мире. Добыча в Венесуэле, вероятно, продолжит падать, экспорт сырья из Ливии находится под угрозой перебоев в связи с вооруженным конфликтом в стране, а американские санкции приведут к ограничению, и возможно заметному, поставок из Ирана. Решение участников договора стран ОПЕК и не-ОПЕК увеличить добычу сокращает свободные мощности и снижает размер «подушки безопасности» для нефтяного рынка, правда, в каком-то виде она существовать продолжает. Свободные мощности, предполагает он, вернутся к показателю 2016 г.
Есть, по мнению Рюкера, и альтернативный сценарий: он предполагает, что участники договора стран ОПЕК и не-ОПЕК в погоне за прибылью просто перестанут соблюдать квоты на добычу и увеличат добычу слишком сильно и слишком быстро.
Julius Baer сохраняет нейтральный взгляд на рынок нефти, но предлагает в прогнозе все-таки учитывать повышенную неопределенность на мировом рынке. Внимание инвесторов и потребителей теперь переключится с ОПЕК и ее партнеров по соглашению на санкции, которые США готовятся ввести против Ирана. Нефтяной картель контролирует рынок в краткосрочной перспективе через регулирование добычи, а настроения игроков — через заявления своих представителей.
Более долгосрочная динамика цен, по мнению Julius Baer, будет зависеть от развития сланцевой отрасли, где продолжает падать себестоимость добычи, от роста мировой экономики, которая находится вблизи верхней точки делового цикла, а также от инфляции топливных цен и ее влияния на спрос в развивающихся странах.
В прошлые годы сланцевый сектор в основном следовал за ростом глобального спроса, и американские производители отыгрывали долю рынка у традиционных производителей, что отражалось в увеличении экспорта нефти и нефтепродуктов из США. Сланцевый бум преодолеет инфраструктурные ограничения с ростом буровой активности в течение этого года в регионах за пределами Пермианского бассейна в Техасе и вводом новых трубопроводов в 2019 г., прогнозирует Julius Baer.
Нынешняя фьючерсная кривая, по мнению аналитиков швейцарского банка, корректно отражает баланс рынка и предсказывает более низкие цены на нефть в долгосрочной перспективе. Но разумеется, нельзя исключать и резкого отклонения рынка от этой кривой в случае наступления неожиданных и малопредсказуемых событий. В более долгосрочной перспективе нельзя списывать со счетов сценарий длительного снижения цен, заключает Норберт Рюкер.
Аналитики «ВТБ Капитала» же, продолжая рассчитывать, какой может стать добыча нефти в России после увеличения квоты по соглашению с ОПЕК, приводят следующие соображения. Если брать июньский показатель за отправную точку, что выглядит логично в свете именно июньских договоренностей, то надо добавить к 11,272 млн баррелей в сутки условленные 200 000, выйдет 11,472 млн баррелей в сутки Но тогда производство нефти превысит показатель, который «ВТБ Капитал» вывел для отправной точки соглашения, октября 2016 г., а именно 11,247 млн баррелей в сутки. Тогда производство нефти в России в 2018 г. может составить 553 млн тонн, что будет историческим рекордом.