В очередном прогнозе развития России аналитики БКС пишут, что, исходя из нынешней экономической политики и макроэкономических трендов, стоит ожидать умеренных темпов роста. Ускорение возможно, считают они, если правительство проведет обещанные реформы. Аналитики «Уралсиба» согласны, что в среднесрочной перспективе российская экономика продолжит расти умеренными темпами и у нее есть шанс на ускорение.
Росту, полагают аналитики БКС, препятствует позиция властей — приоритет фискальной стабильности перед всеми остальными задачами. В новом инаугурационном указе от 7 мая президент Владимир Путин определил основные цели политики, но обошел вниманием способы и средства их достижения. 14 июня правительство утвердило первые реформы, однако во главе угла остается бюджетная стабильность. Без дополнительных реформ влияние этих мер на экономику, вероятно, будет негативным в краткосрочной перспективе.
Решение создать специальный фонд развития для увеличения инфраструктурных расходов (следствие одного из положений указа В. Путина) позитивно и должно способствовать структурным реформам. Тем не менее, тревожатся аналитики БКС, отсутствуют детали формирования фонда и источников его финансирования. Нельзя исключать, считают они, что фонд может потребовать масштабных частных инвестиций, привлечь которые будет сложно.
Рост экономики, по мнению аналитиков БКС, составит менее 2% в годовом выражении в 2018—2019 гг. Риски превышения этого прогноза связаны с политической повесткой правительства, тогда как риски снижения могут быть связаны с ускорением инфляции, угасающим желанием властей проводить реформы и такими внешними факторами, как нефть, глобальная рыночная конъюнктура и геополитика.
Сильное падение рубля не предвидится
Аналитики БКС не ожидают серьезных изменений в динамике потребления и прогнозируют, что рубль будет держаться ближе к нижней границе нынешнего коридора.
Предыдущий прогноз инфляции (ускорение до 4% в годовом выражении в течение следующих шести месяцев) аналитики БКС оставили без изменений. Инвестиции, которые, как они предполагали, должны были стать основным драйвером роста, будут увеличиваться умеренно. Осторожная финансовая и денежно-кредитная политика означает, что внешние счета России останутся в отличном состоянии.
Частный неэкспортный сектор, по мнению БКС, продолжит бороться за существование, а потребление — искать баланс между слабым ростом и рецессией. Экспортеры будут чувствовать себя хорошо, если глобальная экономика не погрузится в новый кризис. Банковский сектор мог бы выглядеть лучше, чем многие другие сектора, но усиление инфляционного давления и торможение роста реальных доходов могут вызвать замедление и в этой сфере.
Ответ на главный вопрос о развитии должно дать правительство
Но главный вопрос макроэкономического развития России связан с будущим государственной политики, заключают аналитики БКС: последовательный и сильный толчок к структурным реформам и реформам, способствующим росту, может значительно улучшить общие перспективы экономики.
Аналитики банка «Уралсиб» обращают внимание на документ Минэкономразвития — рабочий проект уточненного прогноза социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу. В новой редакции министерство учло эффект, который должны дать правительственные меры для ускорения развития страны, учтены и изменения внешней конъюнктуры.
В соответствии с новым прогнозом средняя цена нефти марки Urals достигнет в 2018 г. 69,3 долл. за баррель (в апрельской версии прогноза было 61,3 долл.), в 2019 г. снизится до 63,4 долл. и продолжит плавно снижаться — до 53 долл. в 2024 г. Такая динамика, приводит «Уралсиб» мнение министерства, уже учитывает последние решения, достигнутые участниками соглашения ОПЕК и не-ОПЕК об ограничении добычи нефти.
Минэкономразвития повысило среднегодовой прогноз курса доллара на 2018 г. до 61 руб. (58,6 руб. в апрельской версии), в 2019 г. курс достигнет 63—64 руб. Турбулентность на финансовых рынках растет, констатирует министерство, но сильные фундаментальные показатели окажут значительную поддержку российской валюте.
В новой версии прогноза повышена и оценка инфляции: она ускорится до 3,1% в текущем году и до 4,3% в 2019 г. Значительный вклад в ускорение инфляции должно внести планируемое в следующем году увеличение ставки НДС с 18 до 20%, с точки зрения министерства, вклад составит 1,2 п.п. Прогноз роста экономики понижен до 1,9% в текущем году (в апреле было 2,1%) и до 1,4% в 2019 г. (2,2%). Существенный пересмотр прогноза на следующий год связан с тем же повышением НДС и реакцией ЦБ на рост инфляции. Минэкономразвития ожидает увеличения темпов роста ВВП до 2% в 2020 г. и 3% в 2021 г.
Реальный рост ВВП будет замедляться без новаций
Аналитики «Уралсиба» согласны с тем, что, несмотря на значительную турбулентность на финансовых рынках, а также усиление политики протекционизма и санкционного давления со стороны Запада, в среднесрочной перспективе российская экономика продолжит расти умеренными темпами. Цены на нефть относительно высоки, но курс доллара, по мнению «Уралсиба», будет заметно выше прогнозов Минэкономразвития: из-за снижения интереса нерезидентов к рублевым активам, наблюдавшегося последние несколько месяцев смягчения денежно-кредитной политики и значительных покупок валюты в интересах Минфина. По прогнозу «Уралсиба», в текущем году средний курс доллара составит 61,9 руб., а в 2019 г. повысится до 68,2 руб. На пике роста в 2019 г. инфляция может достичь 4,2—4,5% в годовом выражении, продолжают аналитики, но рост цен значительно ускорится уже в этом году — повлияет апрельское ослабление рубля, которое привело к резкому скачку цен производителей в апреле — мае: уже в декабре инфляция вырастет до 3,8% в годовом выражении.
Реальный ВВП, прогнозируют аналитики «Уралсиба», увеличится только на 1,5%, а в 2019 г. — и вовсе на 1,3%, дальше, по их мнению, рост продолжит замедляться, и в 2020—2021 гг. не превысит 1—1,2%. Российская экономика, соглашаются аналитики «Уралсиба» с коллегами из БКС, продолжает нуждаться в глубоких реформах, направленных на улучшение инвестиционного и делового климатов. Определенную поддержку экономике окажет исполнение майских указов президента, имеющих своей целью значительное улучшение качества жизни граждан за счет увеличения инвестиций в образование, здравоохранение и инфраструктуру. Но форсированное исполнение этих указов увеличивает риск повышения налоговой нагрузки на население и бизнес, что будет тормозить рост российской экономики в ближайшие годы, заключают аналитики «Уралсиба».
Макроэкономические показатели России (в %, в годовом выражении, если не указано иное)
|
2017 |
5M18 |
2018 (прогноз) |
2019 (прогноз) |
ВВП |
1,5 |
1,3* |
1,7 |
2,0 |
Промышленное производство |
2,1 |
3,2 |
3,3 |
2,7 |
Розничная торговля |
1,3 |
2,4 |
2,1 |
2,3 |
Инвестиции в основные средства |
4,4 |
3,6* |
3,5 |
4,1 |
Индекс потребительских цен (конец периода) |
2,5 |
2,4 |
3,9 |
3,7 |
Реальные доходы |
–1,7 |
3,2 |
1,8 |
1,6 |
Экспорт, млрд долл. |
353,0 |
137,7** |
462,4 |
491,9 |
Импорт, млрд долл. |
238,0 |
78,2** |
262,0 |
280,1 |
Счет текущих операций, млрд долл. |
35,2 |
49,9 |
77,4 |
77,1 |
Дефицит, % ВВП |
–1,4 |
1,2 |
1,5 |
1,7 |
Курс доллара, рублей (средний) |
58,3 |
58,7 |
60,4 |
61,4 |
Курс доллара, рублей (конец периода) |
57,6 |
62,0 |
60,5 |
60,2 |
Цена нефти сорта Brent, долл. за баррель (средний) |
54,3 |
69,9 |
71,0 |
75,0 |
Ставка ЦБ, % |
7,75 |
7,25 |
7,25 |
7,00 |
*за I квартал 2018 года
**за первые четыре месяца 2018 года
Источники: Росстат, ЦБ, Bloomberg, БКС