С древних времен география напрямую влияла на судьбы народов и государств. Одним выстраивала непреодолимые преграды, другим, напротив, давала удобные пути для развития и торговли. А то, что политика и география взаимосвязаны, люди знают давно.
Территории наших стран, России и Казахстана, являются ядром ЕАЭС. И в этом смысле наши страны «обречены» на кооперацию не только между собой, но и с другими постсоветскими государствами. Только сообща можно в полной мере извлечь преимущества, которые предоставляет национальным экономикам транзитный потенциал наших территорий.
Уже сейчас Казахстан получает доходы от транзита, и в скором будущем они могут значительно возрасти, когда заработают транспортные коридоры, прокладываемые в рамках проектов «Нового Шелкового пути». «До 2020 г., мы полагаем, ежегодный доход только от транзита достигнет 5 млрд долл.», — сказал Нурсултан Назарбаев, выступая на 31-м пленарном заседании Совета иностранных инвесторов при президенте Казахстана 6 июня 2018 г.
Для Казахстана интеграция его транспортной инфраструктуры в мировую транспортную систему становится одним из важнейших факторов эконмического роста и стабильности. Стремление Казахстана активнее участвовать в транзитных перевозках находит отклик у стран Европы и Азии, заинтересованных в диверсификации и оптимизации взаимных грузопоставок. Ключевую роль здесь играет Китай, желающий преодолеть некоторую зависимость от американского рынка и стремящийся к более широкому доступу на рынки Европы, Африки, Закавказья и Центральной Азии. С этой целью Китай осуществляет концепцию «Один пояс — один путь». Суть ее в создании сети транспортных и экономических коридоров, связывающих Китай с более чем шестью десятками стран Европы, Азии и Африки.
Символично, что идея «экономического пояса Шелкового пути» была впервые озвучена Си Цзиньпином во время его государственного визита в Астану в сентябре 2013 г. Ведь Казахстан вполне способен стать ключевой страной стратегии «Нового Шелкового пути».
Сейчас около 90% грузопотока из стран АТР в Европу идет морскими путями, а срок доставки товаров составляет от 40 до 60 дней. Сухопутный путь через Казахстан и Россию позволит снизить сроки транзита более чем вдвое и уменьшить их цену.
Экономически очень привлекательным выглядит путь через Казахстан, где предполагается объединить возможности железных и автомобильных дорог.
Близится к реализации грандиозный транснациональный проект строительства скоростной автомагистрали Западный Китай — Западная Европа протяженностью 8445 км с максимальной скоростью движения 120 км/час. Она протянется от китайского города Ляньюнган, что на побережье Желтого моря, до Санкт-Петербурга, с возможностью продления ее в Финляндию. В 2016 г. был построен и уже введен в эксплуатацию китайский участок дороги до казахстанской границы. В декабре прошлого года Женис Касымбек, министр транспорта Казахстана, объявил о завершении строительных работ на казахстанском участке дороги длинной в 2700 км. В целом автомагистраль планируется ввести в строй в 2020 г.
Казахстан уже располагает разветвленной сетью автодорог, включающей 23 000 км магистралей международного значения. Из республики грузы могут уходить автомобильным транспортом на север — в российские регионы Южного Урала и Восточной Сибири, на юг — в Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан, на запад — в каспийские порты, российские Поволжье и Северный Кавказ.
Большой транзитный потенциал заложен в железнодорожной сети Казахстана. В наследство от Советского Союза республике достались 11 000 км. Сейчас протяженность рельсовых путей в республике уже превысила 14 000 км. В независимом Казахстане построены две стратегические транзитные магистрали международного значения: дорога от Жанаозена до границы с Туркменистаном, которая станет частью транспортного коридора в Иран, и линия Жетыген — Хоргос с трансграничным переходом в Китай. С середины прошлого века действует также пограничный железнодорожный переход из Китая у станции Достык в Джунгарских воротах.
За десять лет, с 2005 по 2015 гг., грузооборот из Китая через Казахстан вырос более чем в десять раз, и это далеко не предел.
Альтернативой маршрутам Трансазиатской магистрали является Транскаспийский путь из Китая через Казахстан и страны Закавказья с последующим выходом в Иран или в страны Европы через Турцию либо Украину. Слабости такого варианта очевидны: грузам надо преодолеть два моря и пять государственных границ. Вряд ли этот проект сможет составить серьезную конкуренцию маршруту Казахстан — Россия, если в дело не вмешается политический фактор.
У Казахстана есть возможность поучаствовать еще в одном крупном международном транспортном кейсе — создании высокоскоростной железнодорожной магистрали Пекин — Москва. Этот амбициозный проект, который позволит сократить время пути между столицами России и Китая в три раза, анонсирован в 2015 г. Маршрут магистрали пройдет через Астану, проект будут совместно финансировать Китай и Россия.
Транзитные возможности Казахстана не ограничиваются автомобильным и железнодорожным транспортом. В республике имеются также 17 крупных аэропортов, один из которых — аэропорт Алматы — в 2012 г. был признан лучшим в СНГ. Большинство аэропортов обслуживает международные рейсы. Эксперты отмечают, что их потенциал в этом плане использован не более чем на 20%.
Страна также располагает морскими портами на Каспии, через которые возможен транзит грузов в Иран, Азербайджан, Россию и Туркменистан. Через Волго-Донский канал и Азовское море Казахстан имеет возможность выхода к открытым морям.
Особые возможности даст Казахстану Евразийский канал, если проект будет реализован. Идея прокладки этого канала возникла еще в СССР, в теории он должен напрямую связать Каспий с Азово-Черноморским бассейном. Перспективы его создания и конкретный маршрут сейчас обсуждаются экспертами. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев не раз заявлял, что Казахстан заинтересован в таком проекте. Он считает, что проект должен быть реализован в рамках ЕАЭС.
Казахстан также обладает системой нефте- и газопроводов, которые могут быть использованы для транзита энергоресурсов третьих стран. Страна уже участвует в транзите туркменского газа и российской нефти в Китай. Особые возможности в этом плане дает создание крупной нефтепроводной системы Казахстан — Китай.
Реализация проектов «Нового Шелкового пути» сделает Казахстан ключевым транспортно-логистическим хабом на товарных коммуникациях из Китая в Европу. Слово «хаб», обозначающее узел сети, от которого расходятся ответвления, здесь точно отражает реальность.