В начале июля во время празднования 20-летия столицы Казахстана пройдет большой инвестиционный саммит Astana Finance Days, в рамках которого запланировано официальное открытие Международного финансового центра «Астана» (МФЦА). О результатах двухлетней подготовительной работы и планах на будущее созданной в Казахстане финансовой площадки в интервью еженедельнику «Экономика и жизнь» рассказал управляющий МФЦА Кайрат Келимбетов.
«ЭЖ»: Кайрат Нематович, вы уверены, что иностранные инвесторы хорошо осведомлены о планах «казахстанского Гонконга», как на Западе называют Астану, по созданию МФЦА и готовы включиться в дело?
Кайрат Келимбетов: На Западе и Востоке, как и в соседней России и других странах СНГ, отлично информированы о создании Международного финансового центра в Казахстане. Речь идет о том, чтобы создать «окно в мир», некую экстерриториальную зону, в которой был бы обеспечен приоритет международных коммерческих норм над казахстанскими, появились бы возможности для регистрации новых компаний и, наконец, возникла своеобразная точка входа иностранных инвесторов на казахстанский фондовый рынок.
Как показали опросы, до конца года на площадке центра ожидается регистрация как минимум 100 компаний, а к 2020 г. их количество может достичь 500. Все это преимущественно иностранные компании, большинство которых работают в области финансовых технологий и в биржевом бизнесе.
Среди самых громких имен, уже зарегистрированных на площадке МФЦА, — Государственный банк развития Китая. Один из наших ключевых партнеров в Азии — Шанхайская биржа. МФЦА также нацелен на партнерство и с Фондом Шелкового пути, который аккумулирует огромный поток капитала — по оценкам Китая, это 1 трлн долл., — направленный на реализацию этого проекта.
«ЭЖ»: О каких конкретно достижениях вы уже проинформировали своих потенциальных партнеров?
К. К.: За весь период подготовительной работы, которая проводилась с начала 2016 г., в Казахстане было принято 47 законодательных актов. Это те же законы, которые действуют в Лондоне, Дубае, Гонконге и Сингапуре, — о создании компании, о регистрации компании, о банкротстве компании, о платежах и т.д. Они идентичны тому, что есть в лучшей мировой практике.
На постсоветском пространстве Казахстан стал первой страной, которая в таком объеме применила английское общее право — по сути, мировое инвестиционное законодательство, — в национальном законодательстве, регулирующем деятельность в финансовой сфере.
Дополнительным гарантом станет специально созданный коммерческий суд МФЦА во главе с лордом Гарри Вулфом (с 2000 по 2005 гг. — верховный судья Англии и Уэльса) и правовой консультативный совет, составленный из представителей глобальных юридических компаний, в том числе White & Case, Hogan Lovells, Baker McKenzie и др.
Назначенные судьи МФЦА — это люди с репутацией и минимум 30-летним опытом работы в международных судах. Думаю, что у нас есть все для правовой защиты финансовых вложений — и законы, и институты, и судьи.
Размещение акций казахстанских эмитентов будет проводиться специально созданной в рамках МФЦА Астанинской международной биржей, стратегическим партнером которой выступила Шанхайская фондовая биржа, а поставщиком технологических платформ — Nasdaq.
До сегодняшнего дня во всех контрактах, которые подписывались в Казахстане, — будь то министерства, частные или государственные компании — была отсылка на то, что в случае возникновения проблем арбитраж будет проходить в Лондоне, Стокгольме или Сингапуре. Сегодня мы создали все условия для того, чтобы арбитраж при МФЦА стал полноценной заменой международным судам. Причем не только для участников МФЦА и казахстанских компаний, но и для всего региона, в том числе для России, западного Китая, стран Центральной Азии и Кавказа.
«ЭЖ»: Как вы собираетесь работать с российскими компаниями?
К. К.: Многие крупные российские компании из-за санкций не испытывают уверенности в безоблачном будущем своих европейских офисов и могли бы рассматривать МФЦА в качестве нового базиса для своего бизнеса.
Беседовал Геннадий Деев, «ЭЖ», Москва — Алматы