Альфа-банк подготовил аналитическую записку, посвященную решению правительства повысить пенсионный возраст. Эксперты банка не исключают, что часть нагрузки от реформы (так правительство называет повышение возраста) будет перенесена на корпоративный сектор. А это может стать ограничителем роста экономики.
По мнению банка, негативная реакция общественности неудивительна — международный опыт подсказывает, что пенсионные реформы: а) анонсируются в среднем за пять лет до их непосредственного введения; б) проходят в условиях более высокого экономического роста; в) затрагивают меньшую долю населения.
Параметры пенсионной реформы в России выглядят жесткими. Однако чистый эффект для бюджета может составить всего 0,1 трлн руб. к 2024 г., а рынок труда пополнится только на 1,6 млн человек. Есть риск перекладывания нагрузки от реформы на бизнес, что ограничит экономический рост.
Майский указ президента Владимира Путина предусматривает амбициозный план, на выполнение которого необходимо около 8 трлн руб. в ближайшие шесть лет — примерно по 1,3 трлн руб. в год. Это вынудило правительство выступить с несколькими решительными инициативами, одна из которых — пенсионная реформа.
Конечно, пенсионная реформа, уверены аналитики Альфа-банка, — неизбежный процесс, уже включенный в экономическую повестку, так как дефицит Пенсионного фонда России растет: он увеличился с 1,1% ВВП в 2006—2009 гг. до 2,0—3,5% ВВП в 2010—2013 гг. — расходы Пенсионного фонда значительно выросли. Дефицит Пенсионного фонда представляет риск для стабильности консолидированного бюджета, особенно учитывая сокращение баланса федерального бюджета, очищенного от трансфертов, в 2011—2016 гг.
Кроме того, существуют и демографические вызовы: за последнее десятилетие доля населения старше 55 лет увеличилась с 22 до 29%, а отношение населения старше 65 к рабочей силе достигло рекордных 27% против 19% в среднем по миру, указывает Альфа-банк. Сейчас пенсионеров по старости 36 млн человек, или 25% россиян, против 29 млн, или 20%, в 2000 г. Из-за большого количества пенсионеров, объясняют аналитики, сложно гарантировать им высокий уровень жизни. Годовые расходы Пенсионного фонда сейчас составляют примерно 8% ВВП, что соответствует среднему показателю по миру, а вот коэффициент замещения (доля пенсионных доходов от допенсионных) по России составляет всего 34% против 54% в среднем по миру.
Дальнейшее демографическое давление будет приводить к снижению безработицы, которая уже сейчас составляет всего 4,7%, и стимулировать рост зарплат, что при нынешнем положении вещей будет и дальше оказывать давление на соотношение пенсионных и допенсионных доходов, констатируют аналитики Альфа-банка.
Необходимость пенсионной реформы не вызывает сомнений, продолжают они, но удивление вызвало то, что правительство выступило с жестким предложением. Согласно представленному плану пенсионный возраст начиная с 2019 г. должен постепенно повышаться с нынешних 55 (женщины) и 60 (мужчины) лет до 63 (женщины) и 65 (мужчины) лет к 2034 г. По окончании реформы число пенсионеров сократится с нынешних 36 млн человек и ожидаемых 43 млн к 2034 г., по базовому сценарию Росстата, всего до 31 млн к 2034 г., что означает очень заметное изменение в макроэкономической картине страны.
Сокращение числа пенсионеров в соответствии с пенсионной реформой явно повлияет на расходы Пенсионного фонда: при прочих равных условиях они будут сокращаться примерно на 0,3 трлн руб. каждые два года. К 2024 г., то есть к окончанию нынешнего президентского срока, годовая экономия пенсионных расходов составит примерно 0,8 трлн руб. Однако правительство должно предотвратить ухудшение коэффициента замещения, и поэтому потенциальная экономия на расходах Пенсионного фонда будет направлена на увеличение пенсионных выплат. В данный момент члены правительства говорят, что после реформы среднемесячная пенсия в 13 000 руб. будет повышаться на 8% в год; такой шаг должен позволить стабилизировать коэффициент замещения примерно на уровне 35%, однако это в свою очередь потребует трат примерно 0,7 трлн руб. в год к 2024 г. и заберет примерно 80% потенциальной экономии Пенсионного фонда от реформы, приводят данные аналитики Альфа-банка.
Другой вопрос, до какой степени повышение пенсионного возраста может повлиять на смягчение ограничений на рынке труда. В данный момент средняя занятость той группы населения, которую затронет реформа, например, женщин в возрасте 55—63 лет и мужчин в возрасте 60—65 лет, составляет примерно 40%. В случае повышения пенсионного возраста доля занятых женщин в возрасте 55—63 лет и мужчин 60—65 лет может вырасти и до 70%, увеличивая рынок труда на 4 млн человек; однако, во-первых, часть людей этой группы может воспользоваться льготами по состоянию здоровья (по оценкам, каждый четвертый россиянин старше 50 лет имеет хроническое заболевание, и этот показатель продолжает расти).
Во-вторых, спрос на сотрудников в возрасте после 50 лет, напоминает Альфа-банк данные многих опросов, весьма ограничен: 52% работодателей предпочитают брать на работу сотрудников в возрасте 30—45 лет, еще 41% — младше 30 лет, и только 7% работодателей не имеют ничего против найма людей более старшего возраста.
Таким образом, аналитики Альфа-банка не уверены, что пенсионная реформа окажет значимое влияние на рынок труда и замедлит рост зарплат.
Они считают, что занятость женщин в возрасте 55—63 лет и мужчин в возрасте 60—65, скорее всего, вырастет всего до 50%, увеличивая предложение рабочей силы примерно на 1,6 млн человек при самом благоприятном сценарии.
В своей нынешней жесткой форме пенсионная реформа может оказаться нагрузкой и для российских компаний. Прямой эффект реформы на компании не столь велик — по 1,6 млн дополнительных сотрудников компании будут выплачивать всего около 70 млрд руб. страховых взносов в год, что составляет примерно 1% прибыли компаний. Тем не менее аналитики Альфа-банка не исключают, что компании будут вынуждать брать на работу людей старшего возраста — председатель правительства Дмитрий Медведев недавно поручил Министерству труда и Министерству финансов разработать меры, которые обеспечили бы занятость населения предпенсионного возраста, что, по мнению Альфа-банка, бесспорно негативно для российского делового климата.
Опасения негативной реакции на реформу выглядят обоснованными, учитывая мировой опыт. Во-первых, Россия начинает реформу в трудный момент: темпы роста экономики России сильно отстают от мировых и ниже, чем в тех странах, где уже проводят или проводили пенсионную реформу. Во-вторых, межстрановой анализ указывает, что обычное время между объявлением реформы и началом ее проведения составляет в среднем пять лет, тогда как в России первое предложение по повышению пенсионного возраста появилось только в 2016 г. В-третьих, параметры реформы по международным меркам жесткие: в среднем страны увеличивали пенсионный возраст на два года для мужчин и на пять лет для женщин, это означает, что реформа затрагивала гораздо меньшую долю населения.
Очевидная и очень заметная негативная реакция на пенсионную реформу значительна: электоральный рейтинг президента В. Путина снизился с 66% в конце I квартала 2018 г. до нынешних 48%, или до самого низкого уровня с 2013 г. Несмотря на то что объявление о пенсионной реформе состоялось в первый день Чемпионата мира по футболу, что должно было облегчить ее восприятие, в 30 городах России прошли митинги против реформы, а по последним опросам фонда «Общественное мнение», примерно 80% россиян выступают против повышения пенсионного возраста, 43% готовы выйти на митинги. Сейчас складывается впечатление, что принятие пенсионной реформы будет отложено на осень, что увеличивает вероятность того, что в нее будут вноситься изменения.
Так как налоговая нагрузка на бизнес в России находится примерно на среднемировом уровне, а нагрузка на население — ниже среднемировой, именно увеличение налоговой нагрузки на население принесет наименьший вред экономическому росту. Однако такая негативная реакция населения на реформу увеличивает шансы того, что власти предпочтут пойти на компромисс, переложив тем самым часть нагрузки на корпоративный сектор, что вряд ли позитивно повлияет на экономический рост, заключают аналитики Альфа-банка.
Занятость населения по возрастным группам, % от каждой группы
Возрастная группа |
Мужчины |
Женщины |
---|---|---|
15—19 |
8 |
5 |
20—24 |
55 |
44 |
25—29 |
90 |
76 |
30—39 |
91 |
82 |
40—44 |
91 |
88 |
45—49 |
90 |
88 |
50—54 |
86 |
82 |
55—59 |
76 |
52 |
60—64 |
38 |
26 |
65—72 |
14 |
10 |
Источники: Росстат, Альфа-банк |
Структура баланса консолидированного бюджета, % ВВП
|
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Федеральный бюджет, очищенный от трансфертов |
10 |
4 |
5 |
8 |
7 |
6 |
5 |
3 |
2 |
5 |
Бюджеты регионов |
–3 |
–5 |
–3 |
–3 |
–3 |
–3 |
–3 |
–2 |
–2 |
–2 |
Пенсионный фонд |
–1 |
–2 |
–3 |
–2 |
–2 |
–2 |
–2 |
–3 |
–3 |
–3 |
Прочие социальные фонды |
–3 |
–3 |
–2 |
–2 |
–2 |
–2 |
–1 |
–2 |
–1 |
–1 |
Источники: Росстат, Минфин, Альфа-банк |