Важной задачей для России является ускоренное развитие высокотехнологичных отраслей. Научные идеи должны быстро реализовываться в производстве или находить применение в сферах социальной, медицинской, экологической. Зачастую молодые начинающие предприниматели, ученые, малые наукоемкие предприятия плохо ориентируются в поиске единомышленников и инвесторов для кооперации, приложения своих идей. Какие возможности у них есть? Что включает в себя экосистема инноваций?
Страны, стремящиеся к лидерству в области техники и технологий, производят и коммерциализируют знания на своей территории, тем самым минимизируя время от зарождения идеи до ее воплощения. Одним из способов стимулирования развития наукоемких разработок является поддержка малого предпринимательства, ученых, инноваторов, работающих в области высоких технологий. Они динамичны, их проекты часто требуют незначительных капиталовложений.
Необходимость уменьшения времени на коммерциализацию инноваций способствовала формированию специфической инновационной среды, в последние десятилетия получившей название «инновационная экосистема». Ее главная цель состоит в поддержке коммерциализации ценных и перспективных знаний и разработок за счет эффективной кооперации участников инновационного процесса. По сути, участники являются взаимосвязанными элементами: это прежде всего сами генераторы идей (инноваторы, технологические предприниматели), а также различные государственные организации, венчурные фонды и инвесторы, компании со своими научно-исследовательскими подразделениями, университеты и вузы, НИИ, эксперты (например, в области защиты интеллектуальной собственности) и т.д.
Государства тех стран, которые нацелены на технологическое развитие, пытаются консолидировать разрозненные элементы этой сложной инновационной экосистемы, создавая или стимулируя создание так называемых технологических платформ, кластеров, включающих технопарки (за рубежом их часто называют научными и исследовательскими парками) и промышленные технопарки, бизнес-инкубаторы, акселераторы, инновационные центры, хабы, технополисы. Есть множество успешных примеров за рубежом, например «София Антиполис» (Sophia Antipolis) — технологический парк во Франции; крупнейший из научных парков США — Стэнфордский и Кремниевая долина; «научный город» Японии — Цукуба. В СССР были свои научные центры — так называемые академгородки.
В последние годы в России инновационная экосистема формируется высокими темпами: строятся и построены технополисы (например, «Иннополис» в Татарстане), введены и вводятся в действие технопарки в более чем 60 субъектах РФ. Многие российские вузы уже имеют свои бизнес-инкубаторы.
Инновационная среда помогает инноваторам
Известно, что самым большим творческим потенциалом обладают молодые люди от 17 до 35 лет — это возраст накопления знаний и максимальных когнитивных способностей. Их часто называют «поколение Y» (миллениалы, или люди Сети), а более молодых — «поколение Z» (люди «цифры»), это очень технологично ориентированные люди. Как не растеряться молодым инноваторам, технологическим предпринимателям в сложной и динамичной инновационной среде? И как учесть специфику этих людей с точки зрения их восприятия и обмена информацией?
В России для молодых инноваторов появились такие возможности.
Если идея еще не готова и требует уточнения, молодому инноватору предлагается посетить профильный хакатон или митап-встречу. В большинстве случаев мероприятия организуются энтузиастами в конкретной области (виртуальная реальность, машинное обучение и др.). Посетители и организаторы этих мероприятий могут выступить экспертами для команды: подкорректировать идею, оценить текущую стадию развития проекта и направить усилия команды в правильное русло.
Попасть на такое мероприятие несложно — достаточно просто ознакомиться с темами в социальных сетях и на профильных «предпринимательских» сайтах, где даются объявления о проведении подобных мероприятий. Почти каждое сообщество энтузиастов поддерживает собственную группу в «Телеграмме» или «Вконтакте», делится профильными новостями, приглашает на мероприятия (митапы, хакатоны, конференции), организуемые дружескими сообществами и компаниями. Один раз попав на мероприятия сообщества, участник расширяет круг знакомств, получает опыт в новой для себя технической области и развивает свои социальные навыки (т.н. soft skills) — умение общаться, работать в команде, налаживать связи, представлять свой проект. И самое главное, получает ответ на вопрос, что делать дальше, чтобы развиваться в профессии, развивать свою идею и бизнес.
Хакатон — это площадка и одновременно соревнование, которое может длиться несколько дней. Участники хакатона — студенты и аспиранты, молодые ученые, программисты, профессионалы отрасли. Каждый участник представляет свои идеи и проекты, а командная работа доводит их до совершенства. В процессе с командами работают опытные менторы, направляющие работу в правильное русло. Проекты оценивает профессиональное жюри, представители бизнеса и науки. Все идеи хакатона обсуждаются с точки зрения реализуемости, привлекательности для бизнеса и клиентов. Часть проектов может найти применение в работе крупной компании, часть будет развиваться, наращивать команду и опыт, собирать отзывы о продукте.
Как работает хакатон
В качестве примера успешного хакатона можно привести опыт взаимодействия Сколковского института науки и технологий («Сколтех») с компанией «АКАДО Телеком». Компания совместно со «Сколтехом» в июне 2018 г. провела свой первый хакатон под названием «АКАДОТОН». Он продлился три дня, проходил на территории инновационного центра «Сколково», участвовали в хакатоне более 100 человек из 23 команд. Участники разрабатывали новые продукты и сервисы на базе искусственного интеллекта, предлагали идеи по созданию алгоритмов виртуальных помощников, их эффективного внедрения, придумывали новые подходы с использованием «больших данных» компании в области предсказания поведения пользователей. По итогам турнира победившим командам выплатили денежные премии, остальным вручили призы от партнеров. Лучшие участники получили бонусы при поступлении в «Сколтех» и возможность пройти стажировку1.
Для более опытных команд, имеющих потенциально прибыльный и масштабируемый бизнес, есть так называемые акселераторы, специализирующиеся на разных отраслях знаний (среди них акселератор Фонда развития интернет-инициатив «Акселератор ФРИИ»; EdTech — «Акселератор ED2» и др.). Например, программа «Акселератор ED2», генеральным партнером которой является компания «Иннопрактика», занимается поддержкой образовательных проектов. В конце июня 2018 г. на открытии очного этапа «Акселератора ED2» эксперты российского рынка рассказали о возможностях для развития образовательных продуктов. Также были объявлены 12 лучших стартапов по результатам двух этапов отбора среди 319 участников из 86 городов России и девяти стран мира. Конкурс продолжается, победители смогут бесплатно пройти экспертизу проектов, обучение, консультации и другую поддержку2.
Для представления своих идей, поиска экспертов и единомышленников существуют сообщества энтузиастов (например, CommON, Heisen) — офлайновые или онлайновые объединения, каждое со своим уклоном. Так, члены сообщества CommON делают упор на виртуальную реальность и нейротехнологии, специализация Heisen находится в области веб-технологий и искусственного интеллекта.
Образованные, мотивированные люди имеют сейчас хорошие возможности для коммерциализации инновационных идей. Главное — проявлять активность, изучать различные источники информации, принимать участие в тематических мероприятиях, выбирать правильный инструмент развития своего проекта, находить профессиональных помощников. Успешный стартап, может, и не завоюет рынок, но станет командой, готовой решить любую смежную проблему, а лучшие инновационные идеи смогут стать реальностью и принести пользу людям.
К сведению
Хакатон (англ. hackathon, от hack — см. хакер и marathon — марафон) — форум разработчиков, во время которого специалисты из разных областей (чаще всего речь идет о программном решении) сообща работают над проблемой от одного до нескольких дней.
Митап (meet up, meetup — встреча «на ногах», накоротке) — встреча в реале, часто спонтанная, единомышленников, которые зачастую до этого общались в соцсетях по общей теме. Широко употребляемый в инновационной среде термин (наравне с хакатоном).
Бизнес-акселератор (англ. business accelerator, startup accelerator, букв. «ускоритель») — компания, бизнес которой состоит в помощи другим компаниям (резидентам акселератора), часто за получение доли в бизнесе резидента. Помощь заключается в разработке бизнес-модели, предоставлении контактов, офиса, инвестиций. Акселераторы могут быть и некоммерческими организациями, могут подразумевать образовательную программу для развития определенных компетенций или же быть корпоративными (т.е. использоваться в рамках компании для своих целей).
1 http://akadoton.ru/#rec56117446
2 Материал о мероприятии предоставлен EdTech «Акселератором ED2», подробнее см. www.ed2.tech