Министерство финансов РФ подготовило законопроект, согласно которому юридически значимая информация госорганов, а также справочная, статистическая и иная подобная информация должна быть систематизирована, гармонизирована и размещена на двух цифровых ресурсах. Законодательная инициатива лежит в русле реализации программы по созданию в России национальной системы управления данными.
Всей юридически значимой информации госорганов (такой как регистрация имущества, юридических лиц и ИП, ввод в хозяйственный оборот продукции, использование которой в хозяйственном обороте требует ее предварительной регистрации (учета), акты гражданского состояния и т.п.) надлежит вскоре разместиться на двух информационных ресурсах. Там же найдет себе пристанище и классифицированная технико-экономическая и социальная информация, справочные, статистические и отчетные данные. Это следует из проекта федерального закона «О систематизации и гармонизации информации в Российской Федерации», подготовленного Минфином России. В настоящее время документ проходит процедуру межведомственного согласования и общественного обсуждения (ID проекта на regulation.gov.ru 01/05/05-18/00080844).
Появление подобного законопроекта продиктовано ходом реализации программы «Цифровая экономика». В соответствии с ней к 2025 г. в России должна появиться национальная система управления данными. Но без решения исторически сложившейся проблемы дублирования информации и отсутствия эталонных государственных данных нацсистема обречена на, мягко говоря, неэффективность. Как отмечают в Правительстве РФ, уполномоченный орган — Росстат «не успевал за изменением реальности», требовавшей оперативного предоставления информации, ведомства стали создавать собственные аналитические инструменты. Что привело к неизбежному в таких случаях дублированию информации. Навести порядок в сфере «больших данных», которыми намерено управлять государство, взялся Минфин. Он же, кстати, видит себя и регулятором процесса систематизации и гармонизации информации. В своем новом качестве Минфин будет координировать работу госорганов в сфере систематизации информации и следить за ходом работ в этой области. Также он будет осуществлять методическое руководство формированием и ведением информационных ресурсов в России и согласовывать проекты нормативно-правовых актов регламентирующих формирование, ведение и применение регламентных информационных ресурсов.
Авторы законопроекта выделили четыре основные препятствия на пути к цифровой экономики, порожденные отсутствием нормативно закрепленных подходов по систематизации и гармонизации информации:
-
дублирование информации в различных информационных ресурсах;
-
наличие противоречий между информационными ресурсами;
-
недостаточность позиций информационных ресурсов;
-
отсутствие систематических и своевременных работ по совершенствованию и актуализации информационных ресурсов.
Законопроект призван установить правовые основы систематизации и гармонизации информации в России, а также отрегулировать отношения, связанные с созданием и использованием информационных ресурсов.
Систематизация информации прописана в законопроекте как «упорядочивание объектов систематизации по сходству или различию присущих им признаков, в результате которого осуществляется формирование и ведение информационного ресурса».
Под гармонизацией подразумевается «приведение информации в соответствие с доверенным источником» с применением методов, прописанных в законопроекте.
Документом предусмотрено создание при Правительстве РФ соответствующего Совета, который будет обеспечивать взаимодействие госорганов, научного сообщества и общественных организаций по регулированию управления данными. Одобрение Совета потребуется всем нормативно-правовым актам в данной области. Состав, полномочия и порядок работы Совета определит Правительство.
Систематизированную и гармонизированную информацию предложено аккумулировать на двух информационных ресурсах: в государственной информационной системе «Единая нормативно-справочная информация» и во Всероссийском реестре информационных ресурсов.