Министерство природных ресурсов и экологии подготовило проект поправок в Кодекс об административных правонарушениях. Цель, которую преследует регулятор, — ввести более четкую дифференциацию ответственности за различные виды правонарушений в сфере обращения с отходами производства и потребления.
Это уже вторая попытка ужесточить административную ответственность за нарушение природоохранного законодательства. Так, 4 июля Госдума отклонила аналогичный — правительственный — законопроект с поправками в КоАП РФ: пока документ дожидался внимания депутатов, в него подготовили такое количество дополнений и доработок, что законодатели посчитали более продуктивным рассматривать новую редакцию проекта.
И она, как видим, не заставила себя долго ждать. На этот раз Минприроды решило сконцентрироваться на дифференциации составов административных правонарушений. Действующая редакция статьи 8.2. КоАП РФ, устанавливающая ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, зачастую не работает, и некоторые нарушения законодательства остаются безнаказанными.
Дифференцировать имеющийся в статье 8.2 КоАП РФ состав правонарушения предлагается следующим образом:
-
несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении и транспортировке, обработке, утилизации и обезвреживании отходов;
-
несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при размещении отходов производства и потребления, в том числе и твердых коммунальных отходов;
-
неисполнение обязанностей по разработке или направлению на утверждение проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
-
превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления;
-
неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления к конкретному классу опасности для его подтверждения и составления паспортов отходов 1—4-го классов опасности;
-
несоблюдение требований к объектам размещения отходов;
-
несоблюдение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами;
-
неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду;
-
несоблюдение обязанности по проведению объекта размещения отходов.
Так, новая ст. 6.34 дополняет главу 6 КоАП РФ отдельным составом административного правонарушения, связанного с несоблюдением санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства и потребления.
Глава 8 КоАП дополняется отдельными ст. 8.21 и 8.22, устанавливающими административную ответственность за несоблюдение экологических требований в области обращения с веществами, разрушающими озоновый слой, и за несоблюдение экологических требований при обращении с химическими и другими за грязняющими веществами. Статья 8.23 вводит ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обороте отходов животноводства.
Законопроект также содержит новую ст. 8.51 КоАП РФ, устанавливающую ответственность за несвоевременное, неполное или недостоверное представление производителями и импортерами отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов, а также деклараций о количестве выпущенных в обращение товаров и упаковки, подлежащей утилизации.
Новая статья предусматривает штрафы для должностных лиц от 3000 до 6000 руб., для ИП — не менее 50 000 руб., для компаний — не менее 70 000 руб.
Также предлагается ввести в КоАП РФ ст. 8.411, устанавливающую штрафы за неуплату экологического сбора. Для должностных лиц штраф составит от 5000 до 7000 руб., для ИП — не менее 250 000 руб., для компаний — не менее 500 000 руб..
Предполагается, что штрафные санкции будут применять органы Росприроднадзора.
Кроме того, законопроектом предусмотрено увеличение размеров штрафов за нарушение законодательства об экологической экспертизе в отношении юридических лиц.