Сторонники спешного повышения возраста выхода на пенсии уверяют, что это будет весьма благотворно для экономики страны в целом. Противники считают ровно наоборот — просто вырастет безработица и будет плодится бедность. Ни с той, ни с другой стороны, как правило, не показываются корректные расчеты. Аналитики Райффайзенбанка решили просто и строго посчитать, какой же на самом деле эффект для народного хозяйства даст мероприятие по откладыванию начала выдачи людям денег по старости.
Обсуждение пенсионной реформы продолжается, пишут аналитики Райффайзенбанка. Ее сторонники утверждают, что помимо очевидных плюсов для госфинансов она должна повысить занятость населения и, соответственно, экономический рост (Минэкономразвития оценивает общий эффект пенсионной реформы на ВВП в +1,3 п.п. в 2019—2024 гг.). Скептики, наоборот, полагают, что возрастет безработица и проблемы экономики усугубятся, так как благосостояние людей ухудшится. Райффайзенбанк решил провести собственную оценку эффекта пенсионной реформы на экономический рост. За базу взяли данные обследования рабочей силы Росстатом за 2017 г.
В теории, сообщают аналитики Райффайзенбанка, повышение пенсионного возраста должно ускорить экономический рост: на рынке труда появляется больше рабочей силы и в производстве ВВП участвует больше рабочих рук. На практике же возникают сложности, которые могут сильно ухудшить картину: снижение зарплат, рост безработицы, ухудшение качества жизни и т.п. Расчеты Райффайзенбанка показывают, что в текущем варианте реформы с каждым годом количество людей, попавших под отсрочку выхода на пенсию (то есть тех, кто будет выходить на пенсию позже дореформенного пенсионного возраста — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин) растет в среднем на 800 000 человек в год. В итоге экономически активное население (занятые + безработные) в результате реформы должно точно увеличиться, что, тем не менее, не гарантирует роста занятости.
Общее количество пенсионеров с учетом новых критериев сокращается в среднем на 500 000 человек в год, в то время как при текущей пенсионной системе растет на 300 000 человек в год, в этом и состоит очевидный плюс реформы для госфинансов.
Исходя из расчетов Райффайзенбанка, за первые три года реформы из дополнительных 660 000 человек в год ежегодно находить работу будет 460 000 человек, а становиться безработными или уходить с рынка труда — 200 000 человек, или более 5% от общего числа безработных (сейчас их всего 3,9 млн).
Потом численность безработных будет расти быстрее числа занятых — трудоспособными начнут считаться все более пожилые люди, которым труднее будет найти работу.
Учитывая, что будет расти количество и занятых, и безработных, общий эффект реформы будет зависеть еще и от динамики доходов населения (зарплат и пенсий), а также их распределения между возрастными группами. Эффект на экономический рост окажется положительным, если совокупные доходы населения в реальном выражении в результате реформы будут расти, и наоборот, констатируют аналитики Райффайзенбанка.
По данным Росстата, работающие пенсионеры сейчас получают зарплату, сопоставимую со средней по всем возрастным категориям (31 000—32 000 руб. в месяц против 38 600). Возможно, значительная часть работающих пенсионеров получает более высокую зарплату из-за выслуги лет, а те, кто получал низкую зарплату, предпочитают выйти на пенсию. Вряд ли в результате повышения пенсионного возраста такой высокий средний уровень зарплаты сохранится, полагают аналитики Райффайзенбанка: с одной стороны, усилится конкуренция в этой возрастной категории, а с другой, те работники, которые хотели бы не работать по достижении пенсионного возраста (например, из-за низкой зарплаты), не смогут этого сделать.
Для оценки прямого эффекта реформы на доходы аналитики Райффайзенбанка рассмотрели два сценария — оптимистический и пессимистический. В обоих заложен нулевой реальный рост зарплат (хотя, несомненно, он будет, просто причины не будут связаны с реформой). Сценарии отличаются предположениями о размере зарплат новых участников рынка труда (в группе несостоявшихся пенсионеров — женщин старше 55 и мужчин старше 60 лет), а также тем, индексируются ли пенсии у работающих пенсионеров.
Власти обещали индексировать пенсии выше инфляции лишь неработающим пенсионерам, однако с учетом общего сокращения получателей пенсии в результате реформы они могут начать повышать реальный размер пенсии и для работающих пенсионеров, надеются аналитики Райффайзенбанка.
Оба сценария они сравнивают с ситуацией, в которой реформа бы не проводилась. В оптимистическом сценарии вышедшие на рынок труда в результате реформы и нашедшие работу получают такую же зарплату, как работающие сейчас пенсионеры. Пенсионерам (работающим и неработающим) пенсия индексируется выше инфляции. Такой сценарий, на взгляд аналитиков Райффайзенбанка, трудно реализуем и его, скорее, следует считать верхней границей оценки эффекта.
В пессимистическом сценарии вышедшие на рынок труда могут рассчитывать на зарплату, близкую по размеру к пенсии (для мужчин — 20 000 руб. в месяц, для женщин — 14 000 руб.), и пенсия индексируется выше инфляции только неработающим пенсионерам.
В оптимистическом сценарии прямой эффект реформы для ВВП и доходов населения будет в целом близок к нулю, однако произойдет перераспределение доходов между разными группами населения. Доходы тех, кто сможет найти работу, как минимум останутся стабильными (или даже возрастут), однако те, кто не сможет найти работу, потеряют в доходах, став безработными.
Аналитики Райффайзенбанка объясняют, что не учитывают несколько важных моментов. Во-первых, они не просчитывали возможный эффект на экономику от госрасходов, на которые с большой долей вероятности и пойдут сэкономленные на пенсиях деньги. Во-вторых, не учтены в расчетах косвенные эффекты на рынке труда, так как на имеющихся данных сложно оценить отклик рынка на структурные изменения. К примеру, занятость среди более пожилых слоев населения может негативно сказаться на трудоустройстве молодых работников. В течение первых лет реформы аналитики Райффайзенбанка не видят существенных рисков для этого: количество занятых будет расти умеренными темпами, а потребность экономики в рабочих местах будет достаточной, чтобы их принять. Кроме того, вероятно, что государство усилит контроль за обеспечением занятости людей старше 50 лет, и ситуация с безработицей окажется лучше, чем в сценариях Райффайзенбанка.
Наконец, по сообщениям СМИ, власти уже задумываются о вариантах смягчения реформы (например, повысить пенсионный возраст женщин не на восемь, а на пять лет), что может снизить ее прямой негативный эффект на экономику.