Госдума, похоже, намерена выполнить поставленную перед ней задачу и принять до конца весенней сессии закон о производстве и обороте органической продукции. По пути от первого до второго чтения законопроект № 372830-7 подвергся некоторым изменениям, в ряде положений — вполне серьезным.
Проект федерального закона «О производстве органической продукции» призван заполнить правовой вакуум, в котором оказалось производство экологически чистых продуктов питания и сырья. До сих пор на территории РФ отсутствовали законодательно закрепленные механизмы регулирования процессов производства органической продукции (в этой связи можно упомянуть разве что ГОСТ 33980-2016 «Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации», принятый Евразийским советом по стандартизации, метрологии и сертификации). Для России, с ее более 20 млн га сельхозугодий, которые не получали агрохимикатов за последние несколько лет, органическая продукция представляет интерес не только ввиду заботы о здоровье населения. Этот сектор сельхозэкономики может стать отличным источником поступления валютной выручки, благо за рубежом органика — устойчивый тренд последних десятилетий, а дефицит земельных ресурсов, подходящих для производства органического продовольствия на Западе, открывает широкие перспективы по завоеванию европейских рынков.
Законопроект, разработанный Минсельхозом, предусматривает определения органической продукции и основных терминов, требования по маркировке к органическим продуктам.
Законопроект предполагает создание Единого государственного реестра производителей органической продукции (далее — Реестр) в целях информирования потребителей и подтверждения сведений для получения производителями органической продукции государственной поддержки. Ведение Реестра будет осуществляться в электронной форме федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ в области производства и оборота органической продукции. Вносить в Реестр планируется данные о производителе органической продукции, наименование экопродукта, сведения (в том числе регистрационный номер, дату выдачи, срок действия) сертификата соответствия органического производства. Сведения, содержащиеся в Реестре, будут общедоступными и будут публиковаться на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ в области производства и оборота органической продукции. Производители органической продукции смогут использовать термин «органический продукт» для информирования потребителей об органической продукции и ее рекламирования только после получения ими сертификата соответствия производства органической продукции.
Ко второму чтению в законопроект были внесены некоторые поправки.
Так, изменилось само понятие «органическая продукция». Согласно новой редакции это экологически чистые сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, производство которых соответствует требованиям, установленным данным законом (ранее в определении присутствовала более размытая формулировка, требующая соответствия неким абстрактным принципам производства органической продукции).
В новом тексте проекта также конкретизировано понятие «органическое сельское хозяйство». Документ определяет его как совокупность видов экономической деятельности, которые определены Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и при осуществлении которых применяются способы, методы и технологии, направленные на обеспечение благоприятного состояния окружающей среды, укрепление здоровья человека, сохранение и восстановление плодородия почв.
Новая редакция полностью запрещает применение агрохимикатов, пестицидов, антибиотиков, стимуляторов роста и откорма животных, гормональных препаратов для органической продукции, в отличие от старой редакции, которая применение «химии» лишь ограничивала. Запрет на использование ГМО остался актуальным.
Ко второму чтению в законопроекте появились положения, регулирующие переход от обычного производства сельхозпродукции к органическому. На время, пока производитель внедряет технологии ведения органического сельского хозяйства, для него будет установлен некий переходный период, в течение которого ему будет запрещено размещать маркировку органической продукции на упаковке, потребительской, транспортной таре сельскохозяйственной продукции, сырья и пищевых продуктов
Один из главных упреков, звучавших в адрес законопроекта, прошедшего первое чтение, заключался в том, что государственная поддержка производителям органических продуктов была прописана в документе слишком декларативно. Замечания были учтены, и в новом варианте проекта появилась статья о внесении корреспондирующих поправок в Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» в части, регулирующей господдержку сельхозпроизводителей.
Также был изменен срок вступления закона в силу. Теперь это 1 января 2020 г.