По данным Минпромторга России, с 2013 по 2017 гг. экспорт российской сельскохозяйственной техники и оборудования увеличился на 88% — с 4,2 млрд до 7,9 млрд руб., не считая НДС. Из-за ослабления рубля объемы продаж отечественных сельскохозяйственных машин стремительно увеличиваются как на внутреннем, так и на внешнем рынках. По словам отечественных фермеров, импортные машины более долговечны и комфортны, но решающим конкурентным качеством является цена.
В материалах Минпромторга говорится: «Современная рыночная конъюнктура ставит отечественные предприятия в довольно жесткие условия, но даже вопреки многочисленным ограничениям российским сельхозмашинам удается успешно конкурировать с современной иностранной техникой. Новые высокопроизводительные комбайны, мощные и автоматизированные тракторы, широкозахватные посевные и почвообрабатывающие орудия, скоростные опрыскиватели, лазерные и оптические сепараторы сегодня поставляются в 47 стран мира».
По данным ведомства, крупнейшими странами — импортерами российской сельхозтехники традиционно являются страны СНГ и Восточной Европы. Это Казахстан, Белоруссия, Узбекистан, Киргизия, Молдавия, Армения, Польша, Болгария, Словакия. Вместе с тем российские предприятия как увеличивают объемы поставок в привычные регионы, расширяя там свое присутствие, так и осваивают совершенно новые для себя направления. В результате оправдываются самые смелые ожидания производителей.
Отечественные агромашины бороздят Европу
Только за четыре месяца 2018 г. более чем на 50% выросли поставки сельхозмашин в страны Балтики — Литву, Латвию и Эстонию. А экспортные поставки в Германию и Францию увеличились в 4,4 раза. Чиновники пояснили, что на руку производителям сыграл как низкий курс рубля (наша техника в долларах и евро намного дешевле западных машин такого же класса), так и технологичность самих машин. Большая часть техники создается для разноплановых погодных условий, чтобы аграрии могли приобретать ее в разных частях страны, которая находится в четырех климатических поясах.
Это по вкусу и европейским фермерам, ведь климат в ЕС хоть и мягче, чем в России, но в последние годы постепенно меняется, предъявляя новые требования и к агромеханизмам. В универсальной и высокопроизводительной технике заинтересованы Африка и Ближний Восток: в этом году впервые отечественные машины и оборудование начали импортировать Южно-Африканская Республика, Афганистан и Сирия.
В январе — апреле 2018 г. экспорт российской сельскохозяйственной техники и оборудования достиг 2,7 млрд руб. (рост составил 23%). Наибольшим спросом пользуется российская уборочная техника, тракторы, посевная и почвообрабатывающая техника. Например, Алтайский завод сельхозмашиностроения в этом году впервые поставил сельхозтехнику собственного производства в Германию. Несмотря на то что страна сама является мировым экспортером почвообрабатывающей техники высокого качества, сибирские бороны пришлись по душе европейцам. В прошлом году в другой аграрный рай — Австралию — уехали тракторы марки «Кировец», а в этом году континент ждет зерноуборочные комбайны «Ростсельмаша».
Объем экспорта продукции российских компаний сельхозмашиностроения растет по экспоненте. В 2017 г., по данным Минпромторга России, он вырос на 16%, годом ранее больше чем на треть — на 36%. Несмотря на устойчивую динамику, пока крупных экспортеров в отрасли сельхозмашиностроения не так много: это «Ростсельмаш» (Ростовская область), «Петербургский тракторный завод» (г. Санкт-Петербург), компании Klever (Ростовская область) и «Евротехника» (Самарская область). Тем не менее по стране появляются новые предприятия-экспортеры, так и активно модернизируются существующие. Серьезно помогло бизнесу государство, которое выделяет немалые субсидии производителям на научные и опытно-конструкторские работы. В итоге за последние несколько лет практически все крупные заводы модернизировали мощности, нарастили производство и на равных конкурируют с иностранными производителями.
Большую поддержку предприятиям-экспортерам государство оказало, начав субсидировать затраты на транспортировку товаров (до 80%), сертификацию продукции на внешних рынках (до 90%) и компенсируя расходы, связанные с продвижением продукции за рубежом (до 80%). Это тем более важно, что зачастую только во время проведения крупнейших международных выставок и бизнес-миссий предприятия-экспортеры имеют возможность найти новых деловых партнеров и выйти на новые рынки сбыта. Однако транспортировка техники до места проведения выставки (зачастую в другой стране), как и аренда площадки, по карману немногим предпринимателям, тем более что неизвестно, когда эти деньги удастся вернуть.
Особое внимание отраслевые чиновники уделяют послепродажному обслуживанию, организации сервиса и поставок/производства запасных частей за рубежом. Крупные компании уже стараются развивать сервисную инфраструктуру за границей. Например, «Ростсельмаш» гарантирует доставку любой нужной запчасти в любую точку мира в течение суток после запроса покупателя.
Минпромторг планирует увеличить экспорт сельхозтехники до 10 млрд руб. В прошлом году объем экспорта составлял 7,3 млрд руб., заявил глава департамента по сельскому хозяйству Минпромторга Евгений Корчевой во время международной промышленной выставки «Иннопром-2018», проходившей в Екатеринбурге.
Выпуском тракторов займутся роботы
По его словам, всего в отрасли сельскохозяйственного машиностроения функционирует 100 предприятий. Наращивать объемы производства они будут при помощи роботов: в течение пяти лет количество роботов, которые применяются на российских предприятиях по производству сельскохозяйственной техники, вырастет в десять раз. «Никто, кроме роботов, не может гарантировать такое качество производства. Любой человек, даже профессионал, может совершить ошибку, а робот — это стабильная и круглосуточная работа, это наша конкурентоспособность, поэтому количество роботов в нашей отрасли будет расти в ближайшее время», — сказал Е. Корчевой (цитата по ТАСС).
Он подчеркнул, что в настоящее время в отрасли работают 30 000 человек. При этом в среднем в промышленности приходится три робота на 10 000 человек, а в сельхозмашиностроении — 25 роботов на 10 000 человек. Одновременно за счет увеличения объемов растет численность работников, за последние годы она стала больше на 5000 человек. В дальнейшем, по словам представителя ведомства, в отрасли будет расти как число задействованных роботов, так и людей.
Из-за ослабления рубля объемы продаж отечественных сельскохозяйственных машин стремительно увеличиваются и на внешнем, и на внутреннем рынках. Выступая на парламентских слушаниях, которые в конце июня провел комитет по аграрным вопросам Госдумы, президент Ассоциации «Росспецмаш» Константин Бабкин обратил внимание на тот факт, что с 2013 по 2017 гг. российские производители увеличили выпуск продукции с 35,5 до 107,2 млрд руб. Объем импорта снизился с 95 до 78 млрд руб. По словам представителя отрасли, наряду с постоянным улучшением качества техники, выпуском новых моделей, таких результатов удалось добиться благодаря эффективным мерам господдержки.
Программа 1432, запущенная в 2013 г., является одним из основных механизмов, который позволил отрасли динамично развиваться. Так, за последние пять лет коэффициент обновления сельхозтехники (соотношение приобретенной сельхозтехники в процентах к наличию на конец года) по зерноуборочным комбайнам увеличился с 4,7 до 6,7%, по тракторам — с 3,0 до 3,6%. По мнению участников «Росспецмаша», для сохранения этих темпов, а также для развития производства сельхозмашин и увеличения доли российских производителей на внутреннем рынке до 80% необходимо предусмотреть в федеральном бюджете на реализацию постановления № 1432 в 2019—2020 гг. 15 млрд руб. ежегодно.
Говоря о других мерах господдержки, президент Ассоциации «Росспецмаш» затронул тему федерального лизинга. Несмотря на огромные средства, которые были направлены на докапитализацию АО «Росагролизинг», к обществу возникают большие вопросы, касающиеся эффективности его работы. Например, за время существования этой лизинговой компании в России прекратили свою деятельность два комбайновых и три тракторных завода.
По мнению К. Бабкина, поддержка отечественного сельхозмашиностроения важна для развития АПК России. Российские заводы выпускают технику, которая максимально адаптирована к агроклиматическим условиям страны. Вместе с тем российские предприятия отчисляют в виде налогов в бюджеты всех уровней в 2,5 раза больше средств, чем зарубежные компании.
Отечественные фермеры признаются, что импортные машины более долговечны и комфортны, но решающим конкурентным качеством является цена. Из-за падения рубля импортная сельхозтехника подорожала более чем в два раза, увеличилась и стоимость ее комплектующих. В результате заграничные машины стали не по карману многим российским аграриям, и они переключили свое внимание на более дешевые российские аналоги.