Если налогоплательщик недостаточно «нагружен» налогами по сравнению с другими хозяйствующими субъектами своей отрасли, он рискует стать претендентом на налоговую проверку. Что налоговики понимают под налоговой нагрузкой, они рассказали в письме от 29.06.2018 № БА-4-1/12589@.
ФНС России в 2007 г. была разработана и утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). Этой Концепцией установлена система отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок.
Один из основных критериев отбора — уровень налоговой нагрузки. В соответствии с данным критерием оценивается соотношение уровня налоговой нагрузки у налогоплательщика и среднего уровня налоговой нагрузки по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (по виду экономической деятельности).
ФНС России регулярно публикует на своем официальном сайте среднеотраслевые показатели, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков. Любой налогоплательщик может самостоятельно сравнить свой уровень налоговой нагрузки со средним показателем по своей отрасли. Это позволит грубо оценить риски назначения выездной налоговой проверки.
В рассматриваемом письме ФНС России разъяснила, что налоговая нагрузка по отдельной организации в целях сопоставимости с Концепцией рассчитывается как сумма уплаченных налогов с учетом налога на доходы физических лиц к сумме выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов) и прочих доходов.
Кроме того, в письме cказано, что применительно к опубликованным за 2017 г. данным справочно рассчитана фискальная нагрузка по страховым взносам как отношение суммы уплаченных страховых взносов на обязательное социальное страхование и оборота (выручки) организаций, которая не включена в указанный выше показатель налоговой нагрузки. Это позволяет сделать вывод, что налоговая служба при отборе компаний для осуществления налоговых проверок за периоды начиная с 2017 г. может оценивать не только уровень налоговой нагрузки, но и уровень фискальной нагрузки по страховым взносам на обязательное социальное страхование. Такую возможность дает другой критерий отбора налогоплательщиков, предусмотренный Концепцией планирования выездных налоговых проверок, — уровень среднемесячной заработной платы на одного работника по отношению к среднему уровню по виду экономической деятельности в субъекте РФ.
Налоговые органы и раньше проводили работу по выявлению компаний с заниженным уровнем среднемесячной заработной платы на одного работника. Однако можно предположить, что введение критерия уровня фискальной нагрузки по страховым взносам на обязательное социальное страхование позволит еще больше оптимизировать этот процесс и, соответственно, повысить эффективность налоговых проверок.
Официальная статистика на сайте ФНС России подтверждает, что на сегодняшний день налоговые органы обладают всеми необходимыми инструментами для выявления недобросовестных налогоплательщиков — количество выездных налоговых проверок сокращается, а их качество повышается.