Наделение ФАС полномочиями на вскрытие помещений, изъятие документов и увеличение сроков уголовного наказания за картельный сговор, которые предусматриваются в новом законопроекте ведомства, по оценке предпринимательского сообщества, значительно ухудшат условия ведения бизнеса. Предприниматели предлагают заменить тюремные сроки большими штрафами и вывести из сферы антимонопольного регулирования малый бизнес.
Торгово-промышленная палата, «Деловая Россия» и Российский союз промышленников и предпринимателей обратились с открытым письмом к премьеру Дмитрию Медведеву с предложением внести существенные коррективы в пакет изменений в действующее законодательство, которые нацелены на выявление и пресечение картелей.
Предлагаемые Федеральной антимонопольной службой (ФАС) меры, по мнению бизнес-сообщества, направлены в основном на упрощение процедур выявления и доказывания антиконкурентных соглашений и усиление полномочий ведомства. Они не смогут значительно повысить эффективность борьбы с картелями.
Законопроект предусматривает, что ФАС получит право на изъятие в ходе выездных проверок документов и предметов, вскрытие помещений и другие аналогичные действия. Подобные меры являются избыточными и могут привести к блокировке работы компаний. По сути, антимонопольное ведомство получит полномочия правоохранительных органов, и, кроме «приятных» и неожиданных визитов полиции и других силовиков, предприниматели получат посещения сотрудников ФАС.
Передача в антимонопольные органы из других силовых ведомств аудио- и видеозаписей бесед бизнесменов, их электронной переписки и прочих атрибутов частной жизни граждан явно нарушит их конституционные права.
Заключение картельного соглашения согласно действующей редакции ст. 178 УК РФ представляет собой преступление небольшой тяжести и предусматривает наказание до трех лет в местах не столь отдаленных. Предполагаемые изменения об увеличении срока лишения свободы до четырех лет переводят указанные действия в категорию средней тяжести, что, по оценке бизнес-объединений, является необоснованным шагом.
Анализ зарубежного законодательства и практики его применения, проведенный экспертами предпринимательского сообщества, показывает, что в подавляющем большинстве стран тюремные сроки в качестве наказания за картельные соглашения практически не применяются.
Серьезные возражения бизнес-объединений вызывает предложение об увеличении срока давности по картельным делам до пяти лет, а при определенных обстоятельствах — до десяти лет. Такое решение приведет к нестабильности условий для участников хозяйственного оборота и существенно ухудшит инвестклимат.
Вместо новых посадок и отсидок для противодействия картельным соглашениям предприниматели предлагают установить высокие экономические санкции, размер которых сделает картельные сговоры невыгодными. Это будет сдерживать создание картелей столь же эффективно, как и лишение свободы. Кроме того, штрафы пойдут в бюджет государства и смогут компенсировать ущерб, нанесенный противоправными действиями участников картелей.
Предпринимательское сообщество считает, что малый бизнес нужно вывести из сферы антимонопольного законодательства. Сегодня, по оценке бизнес-омбудсмена Бориса Титова, среди антимонопольных дел доля среднего и малого бизнеса составляет порядка 87%. В 2013—2014 гг. этот показатель был существенно ниже — 60%.
«В развитых странах картель малого бизнеса — это нонсенс, в США самый маленький фигурант антимонопольного дела имел годовой оборот 800 млн долл.», — подчеркивает Уполномоченный по защите прав предпринимателей при Президенте РФ. Для условий нашей страны порог иммунитета в части злоупотребления доминирующим положением и заключения несущественных антиконкурентных соглашений, по мнению Б. Титова, можно установить на уровне 800 млн руб.