На днях было обнародовано письмо ФНС России от 10.07.2018 № ЕД-4-15/13247 «О профилактике нарушений налогового законодательства» (вместе с Инструкцией по отзыву (аннулированию) налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль организаций). Документ наделал много шума в бухгалтерской среде. Но ответов на некоторые важные вопросы пока нет. Кому бояться новой инициативы налоговиков? Может ли она затронуть добросовестных налогоплательщиков? И вообще, насколько правомерна процедура аннулирования налоговых деклараций, предлагаемая ФНС России?
Письмо ФНС России от 10.07.2018 № ЕД-4-15/13247 «О профилактике нарушений налогового законодательства» (далее — Письмо) выпущено в рамках реализации приоритетной программы ФНС России «Реформа контрольно-надзорной деятельности» и Стандарта комплексной профилактики нарушений обязательных требований. В данном случае речь идет о профилактике нарушений, связанных с представлением в налоговые органы налоговых деклараций, подписанных неуполномоченными либо неустановленными лицами, формально соответствующих требованиям ст. 80 НК РФ.
Мероприятия налогового контроля будут направлены на превентивное исключение таких фактов в отношении налогоплательщиков, имеющих «признаки, свидетельствующие о возможной непричастности к ведению финансово-хозяйственной деятельности» (далее — признаки фиктивности). С них и начнем.
Признаки фиктивности
Налоговики будут выявлять признаки фиктивности по списку, приведенному в письме. Список открытый, согласно ему в зону риска налогоплательщики попадают в следующих случаях:
-
представляют уточненные налоговые декларации с некорректным порядковым номером корректировки;
-
руководители юридического лица, ИП уклоняются от явки на проведение допросов (более двух раз);
-
допросы лиц проводятся в присутствии представителей (адвокатов);
-
руководители юридического лица, ИП не проживают по месту регистрации;
-
доверенности на представление интересов выданы представителям, зарегистрированным (проживающим) в других субъектах РФ;
-
вновь созданные организации (дата создания (регистрации) 2017 г.);
-
организации на протяжении нескольких предыдущих отчетных (налоговых) периодов представляли нулевую отчетность;
-
суммы доходов, отражаемые в налоговых декларациях, приближены к сумме расходов, удельный вес налоговых вычетов НДС составляет более 98%;
-
организации не находятся по адресу регистрации;
-
договоры аренды с собственниками помещений не заключались;
-
среднесписочная численность — один человек, либо отсутствует;
-
руководители организации не получают доходы, в том числе и в организации, руководителем которой являются;
-
налогоплательщики изменяют место постановки на учет;
-
внесены сведения о смене руководителя организации незадолго до представления отчетности;
-
отсутствуют расчетные счета в течение трех месяцев с даты создания (регистрации) организации;
-
расчетные счета закрыты;
-
открыто (закрыто) множество расчетных счетов (более десяти);
-
движение денежных средств по расчетным счетам носит транзитный характер;
-
расчетные счета открыты «в банках, отличных от места регистрации организации» (так сказано в Письме!);
-
установлено обналичивание денежных средств;
-
не устранены расхождения предыдущих периодов;
-
в ЕГРЮЛ внесены сведения о недостоверности сведений об адресе, руководителе, учредителе организации;
-
руководитель (учредитель) не является резидентом РФ и др.
-
Как видим, только пять признаков из приведенного списка можно считать «криминальными» с точки зрения фиктивной деятельности:
-
суммы доходов, отражаемые в налоговых декларациях, приближены к сумме расходов, удельный вес налоговых вычетов НДС составляет более 98%;
-
организации не находятся по адресу регистрации;
-
движение денежных средств по расчетным счетам носит транзитный характер;
-
обналичивание денежных средств (это чистая уголовщина!);
-
внесение в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности информации об адресе, руководителе, учредителе организации.
Что касается других признаков, хотелось бы задать ФНС России множество вопросов. Почему ошибка в номере корректировки свидетельствует о фиктивной деятельности? Что подозрительного в том, что адвокат присутствует на допросе гендиректора или иного должностного лица организации? Почему десять банковских счетов не компрометируют налогоплательщика, а 11 являются признаком фиктивности? Сколько признаков должно быть в наличии, чтобы начались иные процедуры контроля?
Например, организация, созданная в 2017 г., у которой единственный учредитель, он же гендиректор, не получает дохода и сдает нулевую отчетность, автоматически попадет в черный список?
Сбор доказательств
Доказывать нарушение налогоплательщиком положений п. 5 ст. 80 НК РФ будет структурное подразделение, ответственное за проведение камеральных проверок с помощью мероприятий налогового контроля.
Допрос руководителя юридического лица, ИП. В ходе допроса налоговики проверят полномочия лиц (в том числе выдавших доверенности) и установят их причастность (непричастность) к ведению финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, подписанию налоговых деклараций, выдаче доверенностей, получению сертификатов ключей электронных подписей. В ходе допроса перечисленные обстоятельства будут устанавливаться в отношении всех организаций, в которых данное лицо является руководителем (учредителем).
Допрос учредителей юридического лица, иных лиц. Речь идет о лицах, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля, в том числе лиц, представивших и (или) подписавших документ по доверенности, представляющих интересы при регистрации налогоплательщика в налоговом органе. Также будут допрашивать заявителей, обратившихся за получением сертификатов ключей проверки электронных подписей, или лиц, выступающих по доверенности от имени заявителей, в целях установления владельца (распорядителя) сертификата ключа проверки электронной подписи и квалифицированного сертификата и проверки их полномочий.
На этом этапе сбор доказательств может закончиться. Если результаты допроса налоговиков не удовлетворят, они продолжат мероприятия налогового контроля.
Одним из них может стать осмотр помещений по адресу юридического лица в пределах его места нахождения. Цель такого осмотра — проверить достоверность сведений об адресе, внесенном в ЕГРЮЛ.
Следующие возможные мероприятия:
-
истребование у банков документов (информации) для установления и проверки полномочий лиц, обратившихся для открытия счета, а также проверки полномочий лиц, указанных в карточке, на распоряжение средствами, находящимися на счете, при заключении договора банковского счета. Основание — п. 2 ст. 93.1 НК РФ;
-
истребование документов (информации) у удостоверяющего центра для установления и проверки полномочий лиц, обратившихся за получением сертификатов ключей проверки электронных подписей, а также получения информации о результатах проверки удостоверяющим центром исполнения лицом положений, установленных Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Основание — п. 2 ст. 93.1 НК РФ. При получении доказательств, подтверждающих компрометацию ключа электронной подписи, налоговики будут руководствоваться секретным письмом Управления информационных технологий ФНС России от 28.08.2017 № 6-3-04/0154дсп@.
Также может быть проведена экспертиза документов и информации на машинных носителях (почерковедческая, автороведческая, технико-криминалистическая) для исключения фактов представления фиктивных документов, проверки достоверности подписей лиц (руководителя юридического лица, ИП, иных лиц). Основание — п. 1 ст. 95 НК РФ.
Процедура аннулирования
Мероприятия налогового контроля будут проводиться до наступления сроков представления налоговых деклараций за конкретный налоговый период. Это объясняется тем, что положения комментируемого письма не применяются к декларациям, по которым срок камеральной налоговой проверки истек.
При выявлении совокупности фактов, свидетельствующих о нарушении налогоплательщиком требований п. 5 ст. 80 НК РФ, налоговый орган может инициировать процедуру аннулирования представленных налогоплательщиком деклараций по НДС и налогу на прибыль. В срок не позднее пяти рабочих дней с момента их аннулирования налогоплательщику направят уведомление о признании налоговой декларации недействительной (далее — уведомление).
Инструкция по отзыву (аннулированию) налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль организаций (далее — инструкция) приведена в приложении к комментируемому письму.
В инструкции дан закрытый перечень оснований для перевода налоговых деклараций в «Реестр деклараций ЮЛ, не подлежащих обработке» или «Реестр деклараций ФЛ, не подлежащих обработке» (см. таблицу). Из таблицы видно, что большинству налогоплательщиков не грозят перечисленные в ней основания. Можно облегченно вздохнуть.
Основания для перевода налоговых деклараций в реестры деклараций ЮЛ и ФЛ, не подлежащих обработке
Код |
Основание |
Наименование документов (информации) |
Реквизиты документов |
0 |
Отказ руководителя (уполномоченного представителя) от участия в финансово-хозяйственной деятельности организации, подписания налоговой декларации, представлении налоговой декларации в налоговый орган, выдаче доверенности уполномоченному представителю (уполномоченного представителя) на право подписания и представления налоговой декларации в налоговый орган |
Протокол допроса руководителя (уполномоченного представителя); заявление руководителя организации об отзыве/аннулировании налоговой декларации |
Номер и дата протокола допроса; номер и дата заявления |
1 |
Дисквалификация руководителя |
Решение суда о дисквалификации физического лица |
Номер и дата решения суда |
2 |
Представление налоговой декларации ликвидированным юридическим лицом после даты ликвидации или ИП после даты окончания предпринимательской деятельности |
Сведения из ЕГРЮЛ |
Дата ликвидации или окончания предпринимательской деятельности |
3 |
Недееспособность или смерть физического лица — руководителя (уполномоченного представителя) организации, а также признание его безвестно отсутствующим |
Решение суда о признании физического лица недееспособным, умершим или безвестно отсутствующим; сведения, полученные из органов ЗАГС |
Номер и дата решения суда; номер и дата документа ЗАГС |
4 |
Нахождение физического лица в местах лишения свободы на момент подписания налоговой декларации лично |
Сведения, полученные из органов МВД |
Номер и дата документа |
Но обратите внимание на документы, которыми налоговики собираются эти пять оснований подтверждать (графа 3 таблицы). Так, по основанию с кодом «0» помимо протокола допроса требуется заявление руководителя (уполномоченного представителя) организации об отзыве декларации. Это связано с тем, что НК РФ не предусмотрена такая процедура, как отзыв (аннулирование) налоговой декларации. Поэтому налоговики подстраховываются, требуя подобное заявление от допрашиваемого лица.
К слову, компаниям, которые сами хотели отозвать декларации, контролеры отказывали (письма Минфина России от 01.02.2011 № 03-02-08/6, ФНС России от 21.02.2012 № ЕД-3-3/549). У судов на этот счет были прямо противоположные позиции. Так, Девятый ААС в постановлении от 23.12.2014 № 09АП-49595/2014 поддержал налоговиков, а ФАС Поволжского округа в постановлении от 06.03.2014 № А12-10216/2013 занял сторону налогоплательщика.
В то же время процедура принудительного отзыва деклараций не нова. Еще в письме 17.04.2002 № ШС-6-14/485 «Обзор судебно-арбитражной практики по вопросу возмещения налога на добавленную стоимость по экспортным сделкам» МНС России предлагало инспекциям руководствоваться практикой работы с правоохранительными органами, сложившейся в УМНС России по Свердловской области, в результате чего организации сами отзывали декларации о возмещении НДС по экспортным сделкам.
Но вернемся к процедуре аннулирования. На завершающем этапе создается печатная форма уведомления, декларация отображается в соответствующем реестре, по ней сторнируются начисления в карточке расчетов с бюджетом, и дальнейшие изменения становится невозможными. Декларация считается непредставленной.
Важно: если в реестр переводится первичная декларация по НДС, по истечении десяти дней с момента отправки уведомления налоговый орган вправе приостановить операции по счетам налогоплательщика на основании подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ.
Прогнозируемые риски
Те компании и ИП, у которых выявят, пусть и формально, признаки фиктивности, могут столкнуться с вызовами на допросы в налоговые органы и другими мероприятиями налогового контроля. Возможно, их возьмут на заметку.
В информационных системах ФНС России не исключены технические ошибки. Многие с этим сталкивались. Поэтому возможен инцидент, когда компания узнает об аннулировании декларации постфактум, то есть исправить что-то в системе будет нельзя. Согласитесь, не самая лучшая ситуация: обивать пороги налоговых инстанций, доказывая, что ты не верблюд.