Органы пожарного надзора получат право рассматривать и согласовывать градостроительную и проектно-сметную документацию на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение организаций, зданий, сооружений и других объектов. Кроме того, они получат право проводить в организациях, выполняющих проектные и проектно-изыскательские работы, выборочные проверки в части соответствия разрабатываемой ими проектной и проектно-сметной документации требованиям пожарной безопасности. Это предусмотрено в законопроекте, подготовленном рабочей группой ГД РФ по совершенствованию законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности, которая была создана в связи с трагедией в ТЦ «Зимняя вишня» в Кемерове. Документ размещен в базе Госдумы РФ под № 518816-7.
С 2007 года органы федерального государственного пожарного надзора были исключены из сферы контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на этапах проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции и ввода объектов капитального строительства в эксплуатацию. В соответствии с Федеральным законом от 21.12.94 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», им были предоставлены полномочия по согласованию специальных технических условий на проектирование объектов, для которых нормативными правовыми актами требования пожарной безопасности не установлены. Однако возможность последующего контроля за соблюдением таких условий при проектировании и строительстве объектов действующим законодательством не определена.
Трагедия, произошедшая весной этого года в торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня» в г. Кемерово, заставила законодателя разработать решения, направленные на устранение правовых пробелов в области обеспечения пожарной безопасности. Депутаты нижней палаты российского парламента разработали законопроект, который предусматривает изменения в федеральных законах «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об образовании в Российской Федерации», Градостроительном кодексе РФ.
Указанные нормативные правовые акты предлагается дополнить нормами, которые предусматривают следующее:
-
обязательное участие органов государственного пожарного надзора в проведении государственной экспертизы проектной документации и выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям пожарной безопасности;
-
рассмотрение и согласование в части соблюдения требований пожарной безопасности градостроительной и проектно-сметной документации на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение организаций, зданий, сооружений и других объектов;
-
приведение муниципального контроля за соблюдением требований пожарной безопасности в соответствие с законодательством Российской Федерации о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации;
-
установление особенностей проведения федерального государственного пожарного надзора в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применительно к которым саморегулируемой организацией осуществляется оценка соблюдения условий членства в ней, ее стандартов и правил;
-
организация и проведение государственного мониторинга пожарной безопасности объектов с массовым пребыванием людей;
-
отнесение к вопросам местного значения участие в осуществлении мероприятий по профилактике пожаров;
-
утверждение типовых дополнительных профессиональных программ в области обучения мерам пожарной безопасности федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Также парламентарии предлагают наделить Правительство Российской Федерации полномочиями по установлению периодичности проведения органами Госпожнадзора плановых проверок.
Разработчики надеются, что предлагаемые ими меры позволят существенно снизить риски и угрозы возникновения пожаров, подобных кемеровскому.
Параллельно парламентской инициативе свои предложения выдвигает и МЧС РФ. Ведомство разработало проект поправок в КоАП РФ, предусматривающих угрозу ответственности за неработоспособные наружное или внутреннее противопожарное водоснабжение, электроустановки, электротехническую продукцию, системы автоматического пожаротушения, пожарную сигнализацию, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, противодымную защиту, за несоответствие эвакуационных путей, эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности. Подобные нарушения, по мнению спасателей, должны влечь наложение административного штрафа:
-
на граждан (в размере от 3 до 4 тыс. рублей);
-
на должностных лиц (от 15 до 20 тыс. рублей);
-
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (от 30 до 40 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток);
-
на юридических лиц (от 200 до 400 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток).
Документ размещен на портале regulation.gov.ru. ID проекта 02/04/07-18/00082576.