Поправки в главу 21 «Налог на добавленную стоимость» внесены двумя федеральными законами от 03.08.2018: № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (далее — Закон № 303-ФЗ) и № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 302-ФЗ).
Изменения касаются ставки налога, порядка определения налоговой базы в отдельных ситуациях, экспортных операций, налоговых вычетов и т.д.
Увеличение ставки налога
Законом № 303-ФЗ увеличена ставка НДС с 18 до 20% (п. 3 ст. 164, п. 9 ст. 165 НК РФ). Соответственно откорректировано и значение расчетной ставки, которая используется при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса (п. 4 ст. 158 НК РФ) и при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме (п. 5 ст. 174.2 НК РФ). В настоящее время при применении основной ставки 18% расчетная ставка составляет 15,25%. С нового года ее значение будет равно 16,67%.
Ставка в размере 10% сохраняется.
Применение нулевой ставки
Большое количество поправок внесено в ст. 164 НК РФ в части порядка применения ставки НДС в размере 0%.
Закон № 303-ФЗ расширил круг налогоплательщиков, имеющих право на эту ставку. Согласно дополнениям в подп. 4.2 п. 1 ст. 164 НК РФ нулевая ставка применяется также в отношении услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения пассажиров и багажа расположены на территории Дальневосточного федерального округа. Эта поправка действует с 1 октября 2018 г. до 1 января 2025 г.
До 1 января 2025 г. продлевается и применение нулевой ставки в отношении услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположен на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, предусмотренных подп. 4.1 п. 1 ст. 164 НК РФ (ст. 2 Закона № 303-ФЗ).
Расширен перечень товаров (работ, услуг), при реализации которых применяется налоговая ставка 0%, установленный п. 1 ст. 164 НК РФ. Законом № 302-ФЗ в него включены товары, вывезенные с территории РФ на территорию государства — члена Евразийского экономического союза, в случаях, предусмотренных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (новый подп. 1.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).
Этим же законом внесено большое количество изменений в ст. 165 НК РФ, устанавливающую порядок подтверждения права на применение налоговой ставки 0%.
В частности, определен порядок представления налоговому органу копий транспортных, товаросопроводительных и иных документов, подтверждающих вывоз товаров, при обнаружении налоговиками несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, имеющимся у налогового органа (новый п. 1.2 ст. 165 НК РФ). В новом п. 1.3 ст. 165 НК РФ изложены особенности представления документов для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки при реализации товаров, предусмотренных подп. 1.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, а также налоговых вычетов в отношении операций по реализации сырьевых товаров.
Новым п. 20 ст. 165 НК РФ установлены случаи, когда вместо копий документов для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки и налоговых вычетов в налоговый орган могут быть представлены транспортные, перевозочные документы, составленные в электронной форме по утвержденному формату.
Налоговая база
Закон № 303-ФЗ уточнил порядок определения налоговой базы по НДС при реализации товаров (работ, услуг) с учетом льгот, предусмотренный абз. 2 и 3 п. 2 ст. 154 НК РФ. Правила, установленные указанными положениями Кодекса, будут применяться и при реализации товаров (работ, услуг) с учетом скидок на цену товаров (работ, услуг) без НДС, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством. Поправка вступила в силу с 3 августа 2018 г. и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 г. (п. 6 ст. 5 Закона № 303-ФЗ).
Следующие две поправки в ст. 154 НК РФ внесены Законом № 302-ФЗ и вступают в силу с 1 октября 2018 г.
Так, установлен порядок определения налоговой базы при получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящей передачи имущественных прав:
-
при уступке первоначальным кредитором денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), или при переходе указанного требования к другому лицу на основании закона (абз. 2 п. 1 ст. 155 НК РФ);
-
при уступке новым кредитором, получившим денежное требование, вытекающее из договора реализации товаров, работ или услуг (п. 2 ст. 155 НК РФ);
-
при передаче имущественных прав налогоплательщиками, в том числе участниками долевого строительства, на жилые дома или жилые помещения, доли в жилых домах или жилых помещениях, гаражи или машино-места (п. 3 ст. 155 НК РФ);
-
при приобретении денежного требования у третьих лиц (п. 4 ст. 155 НК РФ).
Согласно дополнению, внесенному в п. 1 ст. 154 НК РФ, налоговая база в этих случаях определяется как разница между суммой оплаты, частичной оплаты, полученной налогоплательщиком в счет предстоящей передачи имущественных прав, и суммой расходов на приобретение указанных прав (размера денежного требования, в том числе будущего требования), определяемой исходя из доли оплаты, частичной оплаты в стоимости, по которой передаются имущественные права.
Вычеты сумм налога, исчисленных с оплаты, частичной оплаты в счет предстоящей передачи имущественных прав, в указанных случаях производятся с даты передачи имущественных прав (п. 6 ст. 172 НК РФ в ред. Закона № 302-ФЗ).
Поправками, внесенными в п. 10 ст. 154 НК РФ, правило определения налоговой базы в случае изменения в сторону увеличения стоимости (без учета налога) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе из-за увеличения цены (тарифа) и (или) увеличения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, распространено на налоговых агентов.
Налоговые агенты
Законом № 302-ФЗ ст. 161 НК РФ дополнена пунктом 5.1. Согласно этой норме российские перевозчики на железнодорожном транспорте, осуществляющие на территории РФ предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, предусматривающих оказание услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров (за исключением случаев, предусмотренных подп. 2.1 и 2.7 п. 1 ст. 164 НК РФ), признаются налоговыми агентами. Налоговая база определяется ими как стоимость указанных услуг без включения в нее суммы налога. Момент определения налоговой базы определяется в порядке, установленном п. 1 ст. 167 НК РФ (п. 15 ст. 167 в ред. Закона № 302-ФЗ).
Пунктом 3.1 ст. 169 НК РФ установлено, что налогоплательщики, в том числе освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, лица, не являющиеся налогоплательщиками, в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента), или на основе договоров транспортной экспедиции, а также при выполнении функций застройщика обязаны вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности. Закон № 302-ФЗ дополнил эту норму положением, согласно которому этот пункт не распространяется на налоговых агентов, указанных в п. 4, 5 и 5.1 ст. 161 НК РФ.
НДС по активам, приобретенным за счет субсидий и бюджетных инвестиций
Внесены изменения и дополнения в правила применения положений п. 1 и подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ) в отношении товаров (работ, услуг) (в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав). Поправки содержатся в ст. 4 Закона № 303-ФЗ. Установлено, что указанные нормы НК РФ используются в отношении поименованных активов, приобретенных:
-
организациями — субъектами естественных монополий за счет бюджетных инвестиций, полученных до 31 декабря 2018 г. включительно из бюджетов бюджетной системы РФ;
-
налогоплательщиками — сельскохозяйственными товаропроизводителями за счет субсидий, полученных до 31 декабря 2018 г. включительно из бюджетов бюджетной системы РФ;
-
организациями-производителями за счет субсидий, полученных до 31 декабря 2018 г. включительно из федерального бюджета на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении колесных транспортных средств, высокопроизводительной самоходной и прицепной техники, в том числе сельскохозяйственной техники, на использование энергоресурсов энергоемкими предприятиями автомобильной промышленности, на осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и проведение испытаний колесных транспортных средств;
-
организациями-концессионерами, реализующими проекты по строительству (реконструкции) автомобильных дорог (участков автомобильных дорог и (или) искусственных дорожных сооружений), за счет бюджетных инвестиций, полученных до 31 декабря 2018 г. включительно из бюджетов субъектов РФ на основании концессионных соглашений, заключенных до 1 января 2018 г.
Камеральная проверка
Следующая поправка хотя и не затрагивает нормы главы 21 НК РФ, но напрямую связана с НДС. Закон № 302-ФЗ дополнил п. 2 ст. 88 НК РФ правилами проведения камеральных проверок деклараций по НДС.
Согласно этим правилам декларации по НДС налоговики теперь будут проверять не три месяца, а два. Исключение сделано для иностранных организаций, которые оказывают услуги в электронной форме через Интернет. Срок камеральной проверки деклараций по НДС, представленных данными налогоплательщиками, составляет шесть месяцев.
Если до окончания камеральной проверки декларации по НДС налоговики обнаружат признаки, указывающие на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах, руководитель налогового органа или его заместитель будут вправе продлить камеральную проверку. Срок проверки может быть продлен до трех месяцев со дня представления декларации по НДС.
Новации начнут действовать с 3 сентября 2018 г. и применяются в отношении камеральных налоговых проверок, проводимых на основе налоговых деклараций по НДС, представленных в налоговые органы после этой даты (п. 4 ст. 4 Закона № 302-ФЗ).