Потеснить сектор теневой экономики и пресечь использование схем агрессивного международного налогового планирования (в результате которых прибыль искусственно перемещается в государства, где она не облагается налогом или облагается по пониженной налоговой ставке) — таковы цели многосторонней Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения от 24 ноября 2016 г. (далее – многосторонняя Конвенция). Проект закона о ратификации данной Конвенции размещен на портале regulation.gov.ru (ID документа 02/04/11-17/00074866) для общественного обсуждения. В случае принятия закона с определенными трудностями могут столкнуться компании, имеющие льготы по международным налоговым договорам.
Российская Федерация планирует начиная уже со следующего года распространить действие Конвенции на 65 применяемых и находящихся в стадии подписания соглашений об избежании двойного налогообложения. В частности, Россия намерена использовать общее правило о «принципе основной цели» («Principal Purpose Test»), дополненное «упрощенным положением об ограничении льгот» («Simplified Limitation on Benefits Provision»). «Принцип основной цели» заключается в непредоставлении налоговых льгот, устанавливаемых налоговыми соглашениями, если разумно заключить, что основной целью или одной из основных целей совершения какой-либо сделки было именно получение налоговых льгот.
«Упрощенное положение об ограничении льгот» разрешает получение налоговых льгот по налоговым соглашениям только в том случае, если лица, претендующие на преференции, являются «квалифицированными лицами». Конвенция определяет перечень критериев, когда иностранная компания может считаться «квалифицированным лицом», а также ситуации, когда налоговые льготы могут предоставляться лицам, не являющимся квалифицированными.
Статья 8 многосторонней Конвенции устанавливает дополнительное требование в рамках плана BEPS — минимальный период владения в течение 365 дней капиталом, акциями или подобными долями участия в компании, выплачивающей дивиденды, для целей применения пониженной ставки налога на доход в виде дивидендов, удерживаемого у источника выплаты, для компаний, являющихся резидентами другой договаривающейся юрисдикции и имеющих фактическое право на такие дивиденды.
Статья 9 расширяет сферу действия положений соглашений, касающихся налогообложения доходов от отчуждения акций, представленных недвижимым имуществом, в той договаривающейся юрисдикции, в которой расположено такое недвижимое имущество, на акции или аналогичные доли участия, такие как доли участия в партнерстве или трасте.
Статья 10 содержит правило, ограничивающее злоупотребления положениями Соглашений для постоянных представительств, расположенных в третьих государствах. Данное правило защищает право государства-источника дохода облагать налогом доход, выплачиваемый постоянному представительству, расположенному в третьем государстве, в тех случаях, когда такой доход подлежит пониженному налогообложению в этом третьем государстве и освобождается от налогообложения в государстве резидентства компании, постоянное представительство которой расположено в этом третьем государстве.
Статья 14 Конвенции вносит изменения в положения соглашений для исключения случаев злоупотребления правилами определения статуса постоянного представительства в отношении деятельности, осуществляемой на строительной площадке, строительном или монтажном объекте. Данная статья внедряет положения, направленные на предотвращение разделения контрактов с целью оспаривания признания своей деятельности в качестве приводящей к образованию постоянного представительства, только на том основании, что деятельность в рамках каждого отдельного контракта не превышает пороговый период деятельности, установленный соглашением.
Эксперты отмечают, что характерными особенностями Конвенции являются «европейская» расплывчатость формулировок и отсутствие определенности, что может быть весьма опасным в реалиях российской правоприменительной налоговой практики. Практически к каждой компании налоговые органы смогут предъявить налоговые претензии на основании Конвенции.
Ратификация и вступление Конвенции в силу, наряду с вступлением в силу законопроектов об автоматическом обмене информацией и пострановой отчетности («Country-by-Country Reporting»), окажут существенное негативное влияние на систему применения налоговых льгот по международным налоговым соглашениям.
Принять к сведению
Конвенция по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения разработана в рамках реализации соответствующего плана действий ОЭСР (план BEPS). 07.06.2017 ее подписали 68 стран, в том числе и РФ.
Необходимость в создании документа была продиктована тем, что единообразие в применении всеми участниками некоторых из разработанных в рамках этого плана стандартов и мероприятий (противодействие гибридным схемам минимизации налогообложения, злоупотребление правом международных договоров, разрешение споров) потребовало бы единовременного изменения более 3 тысяч двусторонних налоговых соглашений. Во избежание этого лидеры стран «Большой двадцатки» одобрили подход, при использовании которого участникам плана BEPS было предложено сформировать многостороннее международное налоговое соглашение, направленное на интерпретирование и модифицирование двусторонних межправительственных налоговых соглашений без внесения изменений в каждое из них.