С идеей заменить платежи за негативное воздействие на окружающую среду экологическим налогом выступило Министерство финансов РФ. Инициатива ведомства проходит процедуру общественного обсуждения на портале regulation.gov.ru. ID проекта — 02/04/08-18/00083016.
Минфин России, убедившись в недостаточной эффективности платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, размещение отходов производства и потребления, намерен отказаться от них. И ввести в Налоговый кодекс РФ новую главу, регламентирующую взимание нового налога — экологического.
Согласно проекту, представленному на суд общественности, налогоплательщиками экологического налога будут являться организации и физлица, в том числе ИП, осуществляющие деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
Объект налогообложения по версии Минфина — негативное воздействие на окружающую среду в результате:
-
выброса в атмосферный воздух стационарными источниками загрязняющих веществ;
-
сброса в водные объекты сточных вод, содержащих загрязняющие вещества;
-
образования, хранения, захоронения, накопления, размещения отходов производства и потребления каждого класса опасности.
Не будет являться объектом налогообложения:
-
негативное воздействие, производимое в рамках осуществления деятельности, финансируемой бюджетами всех уровней;
-
размещение отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду;
-
накопление отходов в целях утилизации или обезвреживания в течение одиннадцати месяцев со дня образования этих отходов.
Налоговые ставки предложено устанавливать по видам загрязняющих веществ и классу опасности отходов производства и потребления. Сумму налога необходимо будет определять самостоятельно по результатам налогового периода (календарного года) по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие. В течение налогового периода налогоплательщики, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, будут уплачивать в бюджет авансовые платежи. Льготы будут предоставляться предприятиям, внедряющим новые экологические технологии, тогда как за сброс превышающих установленные лимиты загрязняющих веществ налог будет взиматься со стократным коэффициентом.
Как отмечают разработчики, система взимания платежей за загрязнение природной среды, существующая еще с советских времен, ныне стала крайне неэффективной: взыскивать задолженность уполномоченные органы вынуждены исключительно в судебном порядке, а неплательщики в худшем случае могут быть привлечены к административной ответственности. Неуплата экологических неналоговых платежей не образует состава преступления, предусмотренного УК РФ. «Таким образом, в рамках действующего законодательства у плательщиков отсутствует должная мотивация к правомерному поведению в форме уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду», — отмечается в пояснительной записке к законопроекту.
Введение экологического налога, выражают надежду в Минфине, при сохранении действующего уровня налоговой нагрузки позволит увеличить поступления в бюджетную систему за счет улучшения качества администрирования, то есть возможности применения мер налоговой, административной и уголовной ответственности, способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, механизма принудительного и бесспорного взыскания.