Что нужно, чтобы стать «цифровым чемпионом»

| статьи | печать

На пороге перехода глобальной экономики в цифровую стадию подразделение PwC Strategy& в рамках Глобального исследования цифровой трансформации в 2018 г. опросило 1155 руководителей производственных компаний в 26 странах, чтобы выяснить их мнение об «Индустрии 4.0» и цифровом производстве. По результатам исследования специалисты PwC разработали индекс цифровой зрелости, чтобы обозначить так называемых «цифровых чемпионов» и разобраться в том, какие отличительные характеристики позволяют им опережать своих конкурентов.

Авторы исследования PwC Strategy& распределили компании по четырем категориям: «цифровые новички», «цифровые последователи», «цифровые новаторы» и «цифровые чемпионы». Эксперты PwC смогли оценить, что необходимо для того, чтобы стать «цифровым чемпионом», сквозь призму четырех основных уровней экосистемы: решения для клиентов, операции, технологии и кадры. Исследователи выработали рекомендации для компаний, стремящихся стать «цифровыми чемпионами». Ответы руководителей они обобщили в виде восьми ключевых выводов, представленных ниже.

1. Цифровая трансформация обсуждалась каждым руководителем высшего звена в течение ряда лет, но почти две трети мировых производственных компаний (66%) находятся лишь на начальном этапе или же вообще не приступили к реализации этой задачи.

Лишь 10% производственных компаний, опрошенных аналитиками PwC, можно отнести к категории «цифровых чемпионов» с устоявшимся предложением цифровых продуктов и услуг и многоканальным взаимодействием в сложившейся экосистеме решений для клиентов. Этим компаниям удалось интегрировать и согласовать свою операционную, технологическую и кадровую экосистемы с экосистемой решений для клиентов.

Больше всего «цифровых чемпионов» — в автомобильной и электронной промышленности, при этом 20% предприятий автомобильной отрасли и 14% предприятий электронной промышленности реализуют инновационные решения на своем рынке и производственных объектах. В таких секторах, как перерабатывающая промышленность, производство потребительских товаров и производство промышленных товаров, «цифровыми чемпионами» стали лишь единичные компании.

2. Среди регионов мира лидером процесса цифровизации является Азиатско-Тихоокеанский регион. В Азии 19% опрошенных производителей достигли статуса «цифрового чемпиона» по сравнению с 11% в Северной и Южной Америке и 5% в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке (ЕМЕА).

Азиатские компании внедрили цифровые продукты и услуги гораздо быстрее, нежели аналогичные компании в других регионах мира, за счет проактивного подхода к освоению цифровых технологий молодыми, технически подкованными руководителями компаний в регионе. Еще одним драйвером стали стремительно растущие производственные затраты и затраты на оплату труда, которые вынуждают азиатские компании цифровизировать ключевые производственные процессы для поддержания конкурентоспособности.

Как ожидается, возросшее количество «цифровых чемпионов» в Азиатско-Тихоокеанском регионе даст 17-процентный прирост цифровой выручки в течение ближайших пяти лет по сравнению с 13-процентным ростом, прогнозируемым компаниями в регионе ЕМЕА. И этот разрыв, полагают эксперты PwC, будет расти, поскольку 32% азиатских компаний планируют внедрить зрелые цифровые экосистемы в ближайшие пять лет по сравнению с 15% в регионе ЕМЕА и 24% — в Северной и Южной Америке.

3. «Цифровые чемпионы» непрерывно укрепляют и совершенствуют свои предложения цифровых продуктов и услуг, а также доступ к клиентам, напрямую или с помощью партнеров. Они преуспели в формировании понимания потребностей клиентов и, кроме того, стараются учитывать требования потребителей при создании привлекательных и индивидуализированных решений, улучшая традиционные продукты при помощи услуг, программного обеспечения, анализа данных и добавленной стоимости от привлечения широких партнерских сетей. Для этой цели «цифровые чемпионы» используют открытые платформы и ломают внутренние и внешние границы.

Более 50% выручки «цифровых чемпионов» уже поступает от усовершенствованных в цифровом отношении или чисто цифровых продуктов и услуг, а две трети «цифровых чемпионов» полагаются на партнеров в своей экосистеме решений для клиентов с целью создания потребительской ценности. Инвестиции в новые технологии и цифровые экосистемы, как ожидается, приведут к приросту выручки в размере 15% в ближайшие пять лет.

4. Передовая экосистема решений для клиентов обслуживает последних с использованием полных цифровых решений для продуктов и услуг, в большинстве случаев — с привлечением устоявшейся партнерской сети. Решения для клиентов должны поддерживаться соответствующей целевому назначению операционной экосистемой, которая представляет собой надлежащую совокупность технологий, а также людей и культуры, мотивирующей их.

«Цифровые чемпионы» согласовывают эти аспекты бизнеса, основываясь на собственных и конкурентных преимуществах своих партнеров для разработки решений для клиентов, а требования для последних служат, в свою очередь, ориентиром для постановки целей для операционной, технологической и кадровой экосистем. Благодаря этому «цифровые чемпионы» создают дополнительную стоимость, превращая ее в стратегическое преимущество. Более 75% «цифровых чемпионов» демонстрируют выдающиеся результаты как в экосистеме решений для клиентов, так и в операционной экосистеме.

5. В среднем «цифровые чемпионы» внедрили почти две трети из общего количества наиболее значимых технологий, которые способствуют цифровизации. Эти технологии включают комплексное сквозное планирование цепи поставок (принятое 87% «цифровых чемпионов»), промышленный интернет вещей (78%), системы управления производством (75%), коботов (коллективных роботов) и интеллектуальных роботов (72%), а также решения для прогнозного диагностического обслуживания (70%).

Ключом к успеху «цифровых чемпионов» является целостный подход, предполагающий взаимосвязь основных технологий в рамках всей организации и сотрудничество со стратегическими партнерами вместо изоляции. «Цифровые чемпионы» рассчитывают добиться значительных успехов в вопросе экономии затрат и эффективности благодаря внедрению новых технологий, что даст 16% экономии затрат в течение ближайших пяти лет по сравнению с показателем 10% для «цифровых новичков».

6. Лишь 9% компаний уже внедрили приложения искусственного интеллекта (ИИ) для усовершенствования процесса принятия оперативных решений. Треть «цифровых чемпионов» применяет технологии ИИ в основных функциональных направлениях деятельности, преимущественно уделяя внимание инструментам сопровождения и автономным интеллектуальным системам для автоматизации ручных и когнитивных задач.

Большинство компаний признает существенный потенциал искусственного интеллекта, но основные перспективные направления его применения еще только намечаются, поскольку компании широко экспериментируют в этой области, чтобы задать количественное выражение его ценности. 52% «цифровых чемпионов» отмечают, что они испытывают нехватку специалистов, обладающих необходимыми навыками для масштабного внедрения систем на базе ИИ, и многие сомневаются в полномасштабном его применении, поскольку испытывают неуверенность в отношении зрелости решений, полученных от систем искусственного интеллекта.

В целом, азиатские компании находятся в авангарде процесса: 15% реализуют значимые решения на базе ИИ. Им уступают компании из региона ЕМЕА, где доля таких компаний — всего лишь 5%.

7. Во всем мире цифровизация приведет к росту производительности и благосостояния. Ожидается, что цифровизация и интеллектуальная автоматизация обеспечат до 14% прироста мирового ВВП к 2030 г., что эквивалентно приблизительно 15 трлн долл. в сегодняшнем выражении.

Зрелые рынки получат большую выгоду, поскольку цифровизация ведет к сокращению эксплуатационных затрат, что делает компании менее зависимыми от трудового арбитража и увеличивает объемы производства на национальных рынках. В свою очередь, спрос на квалифицированную рабочую силу наряду с заработной платой будет расти.

Поскольку потребность в квалифицированной рабочей силе резко возрастет, особенно потребность в специалистах в сфере цифровых технологий, аналитиках данных и сотрудниках, получивших образование в области науки, технологий, инжиниринга и математики (STEM), новые методы поиска персонала и получения доступа к высококвалифицированным специалистам, а также программы подготовки, созданные с учетом задач Четвертой промышленной революции, будут иметь решающее значение.

8. Кадры — центральный элемент цифровой трансформации. Две трети всех компаний не имеют четкого цифрового видения и стратегии для поддержания процесса цифровой трансформации и соответствующей корпоративной культуры. Лишь 27% респондентов заявили в ходе исследования, что их сотрудники обладают необходимой квалификацией, чтобы воплотить цифровое будущее в жизнь. С момента предыдущего глобального исследования PwC Strategy& в 2016 г. был достигнут ограниченный прогресс, констатируют эксперты компании.

С другой стороны, заключают они, руководители более 70% «цифровых чемпионов» имеют четкое представление о цифровом будущем и выступают в качестве примеров для подражания. «Цифровые чемпионы» инвестируют значительные средства в развитие и обучение сотрудников и создают многодисциплинарные группы для того, чтобы поощрять инновации в функциональных границах, говорится в исследовании PwC Strategy&.

Распределение уровней цифровой зрелости, %

Уровни

Доли

«Цифровой новичок»

22

«Цифровой последователь»

42

«Цифровой новатор»

27

«Цифровой чемпион»

10

Среднемировое значение

43,3

Источник: Глобальное исследование цифровых операций в 2018 г. подразделения PwC Strategy&

Уровни цифровой зрелости по отраслям, %

Отрасли

«Цифровой новичок»

«Цифровой последователь»

«Цифровой новатор»

«Цифровой чемпион»

Автомобильная промышленность

14

32

34

20

Производство потребительских товаров

25

48

21

6

Электронная промышленность

20

27

38

14

Производство промышленного оборудование и машиностроение

23

42

22

13

Промышленное производство

22

46

26

6

Перерабатывающие отрасли

21

47

26

6

Источник: Глобальное исследование цифровых операций в 2018 г. подразделения PwC Strategy&