Возникновение признаков затяжной стагнации стимулировало экспертов ЦМАКП к разработке «прорывного» сценария развития российской экономики, предполагающего резкое увеличение инвестиций и диверсификацию экспорта. Ученые ВШЭ в качестве рецептов роста называют активное развитие среднетехнологичных секторов и улучшение благосостояния граждан. Предпринимательское сообщество считает, что в первую очередь надо создавать условия, выгодные для ведения бизнеса.
Достижение устойчивой стабилизации российской экономики в 2017—2018 гг. и в то же время возникновение в ней признаков затяжной экономической стагнации с темпами 1,5—2% в год, по мнению экспертов Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), делает актуальным вопрос о «прорывном» сценарии. В рамках реализации такого целевого варианта прогноза возможно достижение темпов роста, близких к среднемировым.
Проблема состоит в том, что сложившаяся структура российской экономики с недостаточной конкурентоспособностью обрабатывающих производств, высокой долей сырьевого экспорта на медленно растущие рынки и т.д. не сможет интенсивно расширяться без дополнительных действий, существенно выходящих за пределы традиционной макроэкономической и институциональной политики (при всей их важности, конечно).
Основным драйвером интенсивного экономического подъема должно стать повышение инвестиций в основной капитал. Расчеты ЦМАКП показали, что целевой уровень может быть достигнут при ускорении динамики инвестиций до 6—7% в 2020—2021 гг. и 7—8% в 2022—2024 гг. В результате рост инвестиций будет значительно опережать увеличение ВВП (в два раза в среднем за 2019—2024 гг.)
За счет этого фактора рост экономики ускорится с 2018 по 2024 гг. на 0.8 п.п.
Достижение столь высоких темпов роста инвестиций потребует максимального задействования всех источников их финансирования. Предполагается реализация комплекса мер по повышению доступности кредитов для предприятий, развитие различных способов финансирования проектов с участием государства (прежде всего, инфраструктурных), повышение госинсвестиций. В результате доля собственных средств предприятий в финансировании инвестиций будет снижаться (с 55 в 2017 до 45% в 2024 гг.).
Целевой сценарий предполагает, что создание новых производств и обновление основных фондов в существующих компаниях будут способствовать выпуску более конкурентоспособной продукции российскими предприятиями и повышению эффективности производства в экономике.
Это позволит наращивать несырьевой экспорт, который станет еще одним существенным драйвером ускорения экономического роста. Среднегодовой прирост несырьевого экспорта в реальном выражении в 2019—2024 гг. достигнет 4,2%, что в 1,2 раза превысит прирост ВВП. При этом вклад в прирост ВВП возрастет с малозаметного 0,1% п.п. в текущем году до 0,7 п.п. в 2024 г.
Следует отметить, что динамика всего экспорта товаров будет примерно в пять раз отставать от общеэкономического роста в связи со значительной долей топливно-сырьевых товаров, вывоз которых не может быть заметно увеличен (вклад в прирост ВВП составит 0,1—0,2 п.п. в год).
Одновременно выпуск более конкурентоспособной продукции позволит сдерживать расширение импорта. В результате соотношение его темпов прироста (в текущих ценах) и внутреннего конечного спроса на товары (в реальном выражении) снизится — с 2,8 в текущем году до 1,0 в 2022—2024 гг.
Ускорение динамики российской экономики, по мнению ученых ЦМАКП, будет сопровождаться адекватным повышением производительности труда. По их оценке, ее темпы на крупных и средних предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики ускорятся до 6,0—6,5% в конце периода. В среднем за 2018—2024 гг. динамика производительности труда в этих секторах достигнет 5,3%, а по экономике в целом — 3,1%.
«Структурные и воспроизводственные ограничения развития российской экономики в перспективный период заставляют характеризовать указанный целевой вариант как фактически предельный по своим параметрам», — подчеркивает руководитель направления ЦМАКП Дмитрий Белоусов.
Среднему классу — особое внимание
Для ускорения экономического роста нужно проводить многомерную структурную политику, отмечают аналитики ВШЭ в докладе «Структурные изменения в российской экономике и структурная политика». Они полностью поддерживают тезис экспертов ЦМАКП, что одной из ее ключевых целей должна стать диверсификация экспорта, снижение зависимости от колебаний цен на углеводороды за счет расширения поставок за рубеж возобновляемого сырья.
Успешное развитие экономики во многом будет зависеть от улучшения позиций отечественных высокотехнологических секторов в глобальных цепочках формирования стоимости и создания условий для формирования новых сегментов экономики.
В качестве еще одной задачи ученые «Вышки» выдвигают развитие низко- и среднетехнологических секторов за счет быстрого распространения доступных передовых технологий.
В российской экономической политике пока основное внимание уделяется крупным компаниям. На втором плане остаются возможности, связанные с расширением спроса среднего класса, ростом средних предприятий, развитием новых отраслей в экономиках крупных городов.
Отдельное внимание экономические власти должны уделять развитию сегмента услуг, в том числе высокотехнологических (в частности, креативной индустрии, экономике впечатлений и пр.).
«Довольно часто структурную политику связывают исключительно с темпами роста, с повышением производительности, — отмечает научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин. — Однако в российской экономике динамика производства и благосостояния может существенно различаться, поэтому среди целей структурной политики должны быть не только рост ВВП и (или) производительности труда, но и улучшение благосостояния».
Экономическая политика должна иметь четкую связь с политикой по развитию человеческого капитала, с определенными социально-культурными предпосылками и ограничениями к структурным изменениям. Вопрос опережающего формирования новой культуры предпринимательства, навыков, которые будут востребованы в перспективе, по мнению аналитиков «Вышки», исключительно важен с позиций запуска саморазвивающихся прогрессивных изменений в структуре экономики.
Заниматься бизнесом просто невыгодно
Предложения, высказанные экспертами ЦМАКП и ВШЭ, вызвали определенную реакцию бизнес-сообщества. Так, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов заметил: «Послышался голос экономистов, говорящих о том, что правительство идет не туда. Основные мысли — потенциал восстановительного подъема представляется в основном исчерпанным с начала нулевых. Кремль сделал ставку на сырьевую ренту, силовиков и узкий круг приближенных лиц, что значительно повлияло на структуру российской экономики. Она все меньше вписывается в мировые тренды, и 2,6% среднегодового роста ВВП — предел, который едва ли удастся преодолеть».
Но ведь именно ВШЭ, по словам бизнес-омбудсмена, была базовым экспертным центром для школы экс-министра финансов Кудрина, которая определяла с начала 2000-х и продолжает определять экономическую политику сегодня. Причины сегодняшнего застоя кроются в жесткой финансовой политике, которая была эффективна при выходе из хаоса 90-х, но не может обеспечить рост и диверсификацию, потому что работает только при высоких ценах на нефть.
«А у Ясина и его команды есть такая сентенция — мы-то, дескать, проводили правильную экономическую политику, а вот силовики и коррупционеры задушили рост. Конечно, и силовики у нас не агнцы, но именно экономические власти ответственны за то, что у нас заниматься бизнесом не только опасно, но просто невыгодно», — прокомментировал сложившуюся ситуацию Б. Титов.
Динамика прироста ВВП по прогнозу ЦМАКП и МЭР, %
|
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
---|---|---|---|---|---|---|
ЦМАКП |
2,1 |
2,7 |
3,1 |
4,4 |
4,6 |
4,8 |
МЭР |
1,4 |
2 |
3,1 |
3,2 |
3,2 |
3,3 |
Источник: ЦМАКП |