Минпромторг предложил отменить нулевую ставку налога на добавленную стоимость (НДС) для медицинских изделий. Об этом говорится в проекте Стратегии развития медицинской промышленности России до 2030 г., опубликованном ведомством для общественного обсуждения. В министерстве считают, что из-за высокой доли в медоборудовании (до 90% для отдельных видов) импортных комплектующих, подлежащих обложению НДС, снижается ценовая конкурентоспособность российских медицинских изделий по сравнению с зарубежной продукцией.
Единый перечень медицинских изделий, за которые не нужно выплачивать НДС, правительство утвердило в октябре 2015 г. В реестр освобожденных от налогов товаров были включены очковая оптика, средства для реабилитации инвалидов, диагностическое оборудование и другие медицинские товары.
Однако с 1 января 2017 г. производители и дистрибуторы перешли на новый классификатор медицинских изделий ОКПД-2. Из-за этого часть импортируемой продукции лишилась льготной ставки. Участники рынка ожидали, что чиновники исправят ошибку, вернув привилегии медицинским изделиям. Но вместо этого в ведомстве предложили вовсе отказаться от льготной ставки.
«Для формирования фундамента развития отрасли целесообразно рассмотреть ряд общих мер налогового стимулирования, таких, как: <...> отмена нулевой ставки налога на добавленную стоимость (НДС) для медицинских изделий для выравнивания конкурентоспособности по цене отечественной медицинской продукции, производимой в том числе из налогооблагаемых импортных комплектующих», — отмечается в проекте стратегии развития медпрома. По приблизительной оценке из-за льготной ставки НДС на лекарства и медтовары только за прошлый год бюджет недополучил около 100 млрд руб. К тому же, по расчетам представителей власти, в 2018 и 2019 гг. налоговые расходы бюджета значительно увеличатся.
В министерстве считают, что данная налоговая льгота не способствует развитию внутреннего производства медицинских изделий и привлечению иностранных инвестиций в РФ. Дело в том, что доля импортных комплектующих, на которые льготная ставка не распространяется, в отдельных видах отечественного оборудования может достигать 90%. В то же время готовое иностранное оборудование поставляется на российский рынок по льготной ставке.
Эксперты считают, что из-за отмены налоговых послаблений в первую очередь пострадают клиники и больницы. Государственные медицинские учреждения являются основными потребителями медицинских изделий, занимая около 82% в общем объеме рынка. Справедливости ради отметим, что в зависимости от сегмента рынка структура сбыта может меняться кардинально. Так, в категории медицинских изделий для сердечно-сосудистой хирургии и нейрохирургии 99% потребления приходится на государственный сектор, что обусловлено доминированием государственных медицинских учреждений в предоставлении таких медицинских услуг. В категории медицинских изделий для офтальмологии на государственный сектор приходится около 16% спроса, что в первую очередь объясняется высоким уровнем потребления контактных линз частным сектором.
Как бы то ни было, финансовая нагрузка в случае отмены льготы по НДС целиком ляжет на конечного потребителя. При этом для производителей и поставщиков оборудования фактически ничего не изменится. Вместе с тем серьезно пополнить бюджет путем отмены льготы по НДС не получится — ведь большая часть клиник и больниц закупается за счет казны.
Рынок медизделий отстает от планов
В проекте стратегии развития медпрома отмечается, что в настоящее время медицинские изделия в России выпускают около 550 компаний, преимущественно малого и среднего бизнеса (около 98% в общем количестве). В производстве медицинских изделий занято около 30 предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК), более 20 иностранных компаний, локализовавших производство на территории страны.
Динамика рынка медицинских изделий в 2012—2017 гг. имела разнонаправленный характер. После резкого роста потребления медицинских изделий в 2011—2012 гг. в результате реализации региональных программ модернизации здравоохранения спрос в 2013—2014 гг. снижался в среднем на 12,6% в год. С 2015 г. положительная динамика роста восстановилась, и в 2017 году объем рынка достиг уровня 255,3 млрд руб.
Реализация государственной политики в 2012—2017 гг. и сложившиеся макроэкономические условия повысили ценовую конкурентоспособность российской продукции, позволили усилить позиции российских компаний-производителей в отдельных категориях и в целом увеличить общую долю российских медицинских изделий на внутреннем рынке в денежном выражении до 21% по итогам 2017 г. (15,6% в 2012 г.).
Восходящий тренд является несомненным плюсом, однако темп импортозамещения значительно ниже запланированного. По прогнозам промышленно-торгового ведомства, доля отечественных медизделий в потреблении на внутреннем рынке должна была быть на 7 п. п. выше — 28%. При этом в отдельных категориях доля российской продукции близка к нулю. Отсутствие компетенций в производстве обусловлено низким уровнем спроса со стороны внутреннего рынка, высокими начальными инвестициями в создание производства и высокой конкуренцией со стороны иностранных игроков.
Сдерживающими развитие факторами еще являются высокая стоимость оборудования для производства медицинских изделий, а также высокий уровень импортозависимости в комплектующих.
К слову, высокая импортозависимость характерна для некоторых развитых стран, однако там промышленность отличается высокими объемами экспорта, обеспечивая положительный торговый баланс. В России импорт превышает экспорт примерно в 63 раза.
По мнению авторов проекта, динамичному развитию отечественной медицинской промышленности препятствуют системные проблемы и ограничения. Участники рынка испытывали не только трудности с импортозамещением, но и не смогли достичь и других плановых показателей, заявленных в предыдущем стратегическом документе. По данным Минпромторга, в 2017 г. доля медпрома в ВВП составила только до 0,6% против 0,11% плановых. Доля экспорта от локального производства в прошлом году составила только 7%, не дотянув 3 п. п. до уровня, на который рассчитывали чиновники. А доля компаний, осуществляющих технологические инновации вовсе сократилась до 25% вместо того, чтобы увеличиться до 41%.
Впрочем, в Минпромторге заключили, что существующие системные проблемы вполне решаемы и не мешают построению новых оптимистичных планов. Помимо совершенствования налоговой системы, активному росту будут способствовать стимулирование локализации производства и создание отраслевых кластеров.
Согласно проекту стратегии в базовом сценарии социально-экономического развития России в перспективе до 2020 г. рынок медицинских изделий будет расти в среднем на 4,3% в год. В последующий период до 2030 г. ожидается рост на 6,5% в год до уровня 543 млрд руб. Таким образом, к 2030 г. рынок медицинских изделий вырастет в 2,1 раза по сравнению с объемом в 2017 г.
При этом авторы стратегии рассчитывают, что российское производство медицинских изделий увеличится в 3,5 раза к 2030 г. относительно уровня 2017 г. Экспорт российских медицинских изделий станет больше в 10 раз к 2030 г. относительно уровня 2017 г. А регистрация новых медицинских изделий российского производства составит не менее 100 единиц в год.
Динамика потребления продукции медицинской промышленности в России, в конечных ценах, млрд руб.
Период, год |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Потребление, млрд руб. |
195 |
252 |
212,5 |
192,4 |
223,2 |
245,5 |
255,3 |
Доля государственного сектора, % |
76 |
81,3 |
74,7 |
72,0 |
82,0 |
81,8 |
82,5 |
Структура производства медицинских изделий в России, в ценах производителей, млрд руб.
Период, год |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Производство всего, млрд руб. |
38,0 |
41,9 |
39,3 |
38,5 |
45,7 |
53,4 |
57,5 |
Производство на внутренний рынок, млрд руб. |
35,4 |
39,3 |
36,1 |
35,0 |
42,0 |
49,6 |
53,6 |
Производство на экспорт, млрд руб. |
2,6 |
2,6 |
3,2 |
3,5 |
3,7 |
3,8 |
3,9 |
Источник: Минпромторг |
|
|
|
|
|
|
|
К сведению
Россияне не готовы инвестировать в здоровье
Большинство россиян по-прежнему стараются заботиться о своем здоровье без лишних трат, предпочитая государственную поликлинику коммерческому медцентру, спортивные занятия дома — походу в фитнес-клуб. Об этом свидетельствуют результаты опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения. Более половины россиян в случае, если возникают проблемы со здоровьем, обращаются к медицинским специалистам (58%), а более трети — занимаются самолечением (36%). При этом обращение в государственную клинику за медицинскими услугами по-прежнему является более распространенной практикой (51%), нежели в коммерческий медицинский центр (7%). Многие из опрошенных стараются поддерживать себя в хорошей форме: спортом занимаются с той или иной частотой 52%.