Вице-премьер Дмитрий Козак в интервью РБК рассказал, что правительство, соблюдая последовательность, выполнит обещание и повысит акцизы на топливо. Это произойдет на полгода позже, чем замышлялось – повышение намечено с начала 2019 г. Д. Козак уверяет, что правительство не допустить роста цен на бензин и говорит о неких имеющихся для решения этой задачи инструментах. Эксперты сомневаются в способности власти противостоять законам рынка, математики и природы вообще, и ждут роста цен примерно на 10%.
По словам Д. Козака акцизы повысят так: на бензин — на 3,7 тыс. руб. за тонну, на дизельное топливо — на 2,7 тыс. руб. Вице-премьер говорит, что стоимость топлива для потребителей не вырастет. «Будем применять весь тот набор инструментов, который есть у правительства, чтобы этого не произошло», — цитирует его «Интерфакс».
По оценке Российского топливного союза (РТС) повышение акцизов создаст ситуацию, при которой ценовой коллапс апреля-мая 2018 г. может повториться. По оценке РТС, потенциал скачка цен на бензин составляет 4,4 руб. за литр, или еще почти 10%.
«Бизнес-ФМ» поинтересовалось у президента Российского топливного союза, главы Московской топливной ассоциации Евгения Аркуши, какие же есть инструменты у власти для борьбы с ценами?
«У правительства есть, по сути дела, два механизма, которые могут препятствовать росту в первую очередь оптовых цен. Потому что розничные цены всегда идут вслед за оптовыми. Собственно, Дмитрий Николаевич об этом сказал. Крайний случай — это применение механизма повышения абсолютных пошлин. Такой закон принят, который наделяет правительство правом в случае необходимости повышать экспортные пошлины на нефть, на нефтепродукты. Это очень неприятный механизм, он, конечно, препятствует повышению паритета, но и приведет к большим проблемам в нефтепереработке. Второй механизм, который заложен на сегодняшний день в налоговом маневре, — так называемый демпфер, отрицательный акциз, обратный акциз, возвратный акциз. По сути дела, это субсидирование нефтепереработки за счет бюджета в том случае, если наблюдается сильный рост внутренних цен. Для того чтобы их снизить, какие-то будут субсидии в нефтепереработке. Но мы до сих пор не понимаем, как это будет действовать», - ответил Е. Аркуша.
Разговор продолжил президент Независимого топливного союза Павел Баженов. Он напомнил, что на сегодня экспортная альтернатива на 10 тыс руб. за тонну дороже, чем цена внутреннего рынка. Это создает условия, чтобы нефтяные компании пытались всячески получать эту дополнительную прибыль и направлять потоки на экспорт. Потому на внутреннем рынке образуется либо дефицит, либо цена стремится к тому, чтобы уравновеситься с экспортной альтернативой. Иными словами - все тенденции к росту цен на топливо налицо.
«Что у нас происходит? Первое — у нас происходит повышение НДС на два процентных пункта. Это, безусловно, фактор роста. Второе: акциз почти 4 тыс руб. на литр — как это не может быть фактором роста, ведь это голые затраты? Далее: снижаются экспортные пошлины, это опять же делает экспортную альтернативу еще более привлекательной. В экспортной альтернативе нет ни акциза, ни НДС. Соответственно, все условия для того, чтобы цена росла, созданы. Что касается бензирующего инструмента, акцизов отрицательных и прочее, этот инструмент, на мой взгляд, в лучшем случае как-то компенсирует убытки НПЗ, и то не всех, а только системообразующих, наиболее крупных, принадлежащих нефтяным компаниям. В условиях того, что заводы у нас работают тоже на грани рентабельности, что компенсация дойдет до рынка. Весь продукт уже купили, а компенсацию получили только через месяц. Если из-под палки, если все механизмы будут задействованы, какое-то время рост цены регуляторам сдерживать удастся, но долго это не продержится», - сказал П. Баженов радио «Бизнес ФМ».
Легко вспомнить, как поступило правительство, чтобы урезонить резкий рост цен на топливо в конце мая - на совещании у того же Д. Козака было решено с 1 июня снизить акцизы на бензин и дизтопливо на 3 тыс. и 2 тыс. руб. за тонну соответственно, а также не повышать ставки с 1 июля, как предполагалось ранее. Это позволило стабилизировать ситуацию на топливном рынке: оптовые цены перестали расти, а на заправках даже начали немного снижаться. Но теперь решено вернуться к первоначальному плану и акцизы повышать. Если у властей нет какого-то секретного оружия для борьбы с ценами, то все это означает одно – в 2019 г. недовольство потребителей ростом цен уже не признается заслуживающим внимания фактором.