Индустрии развлечений и СМИ прочат продолжение уверенного роста

| статьи | печать

Российская индустрия развлечений и СМИ в 2017 г. продолжила демонстрировать уверенный рост, который, согласно прогнозу экспертов PwC, будет наблюдаться и в 2018 г., и в последующие годы. С одной стороны, положительной динамике отрасли способствовал выход экономики России на траекторию устойчивого роста, с другой — позитивный вклад внесло проведение Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России.

Медиаиндустрия — одна из немногих, где потребитель способен быстро менять свои привычки и предпочтения вслед за новыми технологиями. А это означает, что медийным компаниям важно не просто следовать тенденциям, а предвосхищать ожидания потребителей, чтобы сохранять и расширять свою аудиторию, наставляют эксперты PwC во «Всемирном обзоре индустрии развлечений и СМИ: прогноз на 2018—2022 гг.».

По их оценке, современный российский рынок развлечений и СМИ отражает основные тенденции развитых стран: конвергенция, кардинально меняющая конкурентную среду; интеграция новых технологий, способных упрощать как многие бизнес-процессы, так и создание контента; и персонализация, способствующая удержанию и привлечению аудитории.

Технологии в помощь

Передовые технологии уже стали важной составляющей бизнес-процессов компаний индустрии развлечений и СМИ. Особое внимание сегодня уделяется таким инновациям, как искусственный интеллект, машинное обучение и большие данные. Например, при помощи технологий искусственного интеллекта некоторые представители СМИ формируют пул новостей, обрабатывая большие массивы новостного трафика и выделяя достоверные сообщения в общем информационном потоке.

Искусственный интеллект в совокупности с анализом больших данных (для которого, в том числе используется машинное обучение) способствует созданию персонализированного контента, в широком смысле этого слова.

Анализ больших данных позволяет выявить потребителя, определить его привычки, поведение и заинтересованность тем или иным видом контента. Искусственный интеллект, в свою очередь, способствует доставке определенной информации конкретному пользователю по наиболее подходящему каналу дистрибуции.

Использование данных технологий, помимо оптимизации многих бизнес-процессов, способствует увеличению времени удержания внимания каждого потребителя, так как на первое место выходят интересы конкретного пользователя. Сохранение и увеличение аудитории, в конечном счете, ведет к повышению монетизации самого контента.

В качестве интересного примера этих подходов в смежной индустрии спорта авторы обзора PwC называют опыт использования спортивными клубами возможностей современных DMP-систем (Data Management Platform): выстраивание гибкой ценовой политики, которая учитывает массу факторов — от дня недели и прогноза погоды до анализа результатов конкретного соперника и посещаемости матчей с его участием (одним из первопроходцев в этом направлении считают баскетбольный клуб NBA Orlando Magic).

У каждого сегмента — своя динамика

В 2022 г. единственным сегментом, который, по оценке аналитиков PwC, продолжит падение, станет рынок газет. Отрицательная динамика, прогнозируют они, будет наблюдаться как в объеме рекламы (при среднегодовом темпе –8,5%), так и в сокращении тиражей (–4,8%). Его общий объем уменьшится с 537 млн долл. по итогам 2017 г. до 407 млн долл. в 2022 г.

Однако даже у этого направления, полагают авторы исследования, есть потенциал: росту может способствовать развитие культуры потребления платного цифрового контента.

При этом они отмечают, что Россия не является исключением: в пятилетней перспективе положительные среднегодовые темпы прироста рынка газет продемонстрируют лишь две страны (это связано с историческими привычками их населения) — Индия (4,4%) и Вьетнам (2,2%).

Лидером среди сегментов остается рынок интернет-доступа с долей 30% от общего объема. Его размер составляет 6,5 млрд долл. Согласно прогнозу экспертов PwC, в 2022 г. за ним сохранится наибольшая доля рынка, а объем достигнет 10,8 млрд долл. (среднегодовой прирост — 10,6%). По итогам 2017 г. рынок мобильного доступа в интернет увеличил отрыв от рынка фиксированного в него доступа.

К 2022 г. объем рынка мобильного доступа, по оценке авторов исследования, составит 7,6 млрд долл. при среднегодовом темпе прироста на уровне 14,3%, а объем рынка фиксированного доступа (ШПД) будет вдвое меньше — 3,2 млрд долл. при среднегодовом темпе прироста около 4%.

Люди уже привыкли потреблять контент «здесь и сейчас», в дальнейшем данный тренд, считают аналитики PwC, будет только усиливаться, в том числе благодаря активному использованию социальных сетей, просмотру развлекательного контента, мобильному онлайн-шоппингу и развитию интернета вещей. По итогам 2017 г. доля потребляемых данных через смартфоны составила 38% (еще 44% — планшеты и другие портативные девайсы), по каналам ШПД — 17%, а в 2022 г. эксперты ожидают, что это соотношение достигнет 48% (38 и 13% соответственно).

Следующими по размеру крупными сегментами являются телевизионная и интернет-реклама — 13 и 12% соответственно. Несмотря на давние прогнозы о превосходстве рынка интернет-рекламы над рынком рекламы телевизионной, в 2017 г. в России это превосходство так и не было реализовано (в США в 2017 г. интернет обошел ТВ-рынок на 18 млрд долл.).

В 2017 г. в России объем телевизионной рекламы составил 2,9 млрд долл., интернет-рекламы — 2,7 млрд долл. Тем не менее в перспективе до 2022 г. рынок телевизионной рекламы, по оценке авторов обзора, будет демонстрировать более скромные темпы прироста по сравнению с рынком интернет-рекламы — 6,1 и 15% соответственно. Таким образом, прогнозируют они, к 2022 г. рынок интернет-рекламы достигнет 5,3 млрд долл. или 16% от общего объема медиа-индустрии, а рынок телевизионной рекламы — 3,9 млрд долл. или 12%.

Рекламодатели с большей уверенностью инвестируют в рекламу в интернете благодаря активному развитию возможностей таргетирования. Однако они все еще продолжают демонстрировать наибольшую приверженность традиционной рекламной модели — этому также способствует текущая бизнес-модель рынка, в которой интернет в крупных сделках часто рассматривается как «довесок» к традиционному ТВ.

Но с развитием технологий потребитель может быть везде: начав потребление контента, например, по телевидению и закончив в сети. Поэтому с течением времени ТВ и интернет перестают быть альтернативными способами доставки контента, а, скорее, дополняют друг друга. Таким образом, заключают эксперты PwC, рекламодателю необходимо следовать за своим потребителем и использовать для размещения своей рекламы не один канал дистрибуции, а несколько платформ.

В 2022 г. прорывными сегментами (по темпам роста), по оценке авторов обзора, останутся киберспорт и виртуальная реальность, среднегодовые темпы прироста которых составят 25,5 и 51,3% соответственно. При этом их доля в общем объеме индустрии развлечений и СМИ будет все еще незначительной — 32 млн долл. и 178 млн долл. (0,1 и 0,5% от общего объема соответственно).

К сведению

По итогам 2017 г. объем российской индустрии развлечений и сми составил 22 млрд долл., что на 11% больше объема рынка в 2016 г. По оценкам PwC, в 2018 г. рынок сохранит положительную динамику на уровне 2017 г. и превысит 24 млрд долл.

В пятилетней перспективе среднегодовой темп прироста, согласно прогнозу экспертов PwC, составит 8,8% (что в два раза превышает средний показатель сгтр мировой индустрии), а общий объем российской медиаиндустрии превысит 33 млрд долл.

Источник: PwC

Выручка сегментов российской индустрии развлечений и сми в 2017 г., млн долл.

Сегменты

Выручка

Киберспорт

10

Виртуальная реальность

22

Радио

264

ОТТ video

175

Наружная реклама

628

Издание журналов

652

Музыкальная индустрия

643

Киноиндустрия

942

Деловая информация (В2В)

1320

Книгоиздание

1423

Телевизионная реклама

2912

Видеоигры

2268

Интернет-реклама

2665

Доступ в интернет

6549

Источник: PwC