Появился законопроект, в котором предлагается передать функции по проверке системы охраны труда самим работодателям. Также поправки затронули вопросы отстранения от работы и расторжения трудового договора при нарушении требований охраны труда. А расследовать придется не только несчастные случаи, но и полученные микротравмы. Проект опубликован на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Минтруд России подготовил законопроект «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части совершенствования трудового законодательства в области охраны труда)». Он опубликован на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов под ID 00/03-22750/01-15/28-13-4. Сам проект был разработан еще в 2015 г. Тогда его активно обсуждали, в том числе на заседании Правительства РФ. Но впоследствии его пришлось переработать.
Цель поправок — усовершенствовать механизмы стимулирования работодателя к улучшению условий труда, обеспечить приоритетное внедрение и развитие системы предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний для сохранения жизни и здоровья работников на производстве, а также развитие системы надзора за соблюдением требований трудового законодательcтва.
Публичное обсуждение законопроекта продлится до 13 сентября 2018 г.
Режим самоинспектирования
В проекте Минтруд России указал, что одним из ключевых способов предотвращения последствий правонарушений в сфере охраны труда, доказавшим свою эффективность, является внедрение в деятельность компаний системы внутреннего контроля или «режима самоинспектирования», которая в настоящее время эффективно применяется при контроле финансовой деятельности работодателя. При этом государству следует участвовать лишь рамочно в построении системы охраны труда у конкретного работодателя. У компании должен быть выбор средств управления охраной труда, включая управление профессиональными рисками.
В связи с этим в тексте законопроекта предусмотрено, что работодатель должен проводить самостоятельную оценку соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (самоконтроль). Работодателям разрешается применять для контроля за безопасностью трудовой деятельности специальное оборудование и приборы, производящие удаленную видео- и аудиофиксацию производственного процесса, а также обеспечивающие сохранение данных и позволяющие вести электронный документооборот в сфере охраны труда.
Основным инструментом системы самоконтроля должны стать проверочные листы на соответствие требованиям трудового законодательства. Данный институт предлагается внедрить как право работодателя, то есть в законопроекте предусмотрена добровольность внедрения такой системы. Но чтобы стимулировать работодателей внедрять указанную систему, результаты самостоятельной оценки (самоконтроля) в случае ее надлежащего осуществления и представления результатов в орган государственного надзора будут использовать в качестве дополнительных критериев отнесения работодателей к определенной категории риска при организации государственного надзора за соблюдением требований трудового законодательства (риск-ориентированный подход). Таким образом, самим работодателям должно стать выгодно контролировать свою систему охраны труда.
Отстранение от работы
В проекте также предлагается добавить еще один вариант, когда работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника.
В частности, если такой работник не применяет выданные ему в установленном порядке средства индивидуальной защиты, применение которых является обязательным при выполнении работ во вредных и (или) опасных условиях труда и (или) работ в особых температурных условиях. Например, если он отказывается надеть спецодежду.
Расследование и учет микротравм
В Трудовой кодекс РФ предлагается включить отдельную статью о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, учете и рассмотрении причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм).
Цитируем документ
Под микроповреждениями (микротравмами) понимаются ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения, полученные работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, не повлекшие расстройства здоровья или наступление временной нетрудоспособности.
Статья 226 Трудового кодекса РФ в редакции проекта
Сейчас ст. 227 Трудового кодекса РФ не определяет, что является микротравмой. Кроме того, в ней сказано, что расследовать как несчастный случай нужно только те повреждения, которые привели к переводу пострадавшего работника на другую работу, временной или стойкой утрате трудоспособности либо гибели. То есть о расследовании и учете микротравм ничего не указано.
Работник вправе лично или через своих представителей участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним повреждения здоровья, связанного с исполнением трудовых обязанностей, рассмотрении причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм). Основанием для регистрации микроповреждения (микротравмы) работника и рассмотрения обстоятельств и причин, приведших к его возникновению, является обращение работника.
Рекомендации по учету микроповреждений (микротравм) работников принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Уточнение основания для расторжения трудового договора
В законопроекте предлагается уточнить основание для расторжения трудового договора в случае нарушения работником требований охраны труда. Так, работодатель сможет расторгнуть трудовой договор по своей инициативе в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей. В частности, установленного комиссией по охране труда или комиссией по расследованию несчастного случая нарушения работником требований охраны труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий. Создание комитетов (комиссий) по охране труда является не обязательным, они создаются по инициативе работодателя или работников. Поэтому было решено добавить, что установить такое нарушение может не только комиссия по охране труда, но и комиссия по расследованию несчастного случая.
Обязательные медосмотры
Еще одно новшество — в целях обеспечения максимального учета интересов участников трудовых отношений в законопроекте предусмотрено, что решения органов местного самоуправления о введении у работодателей дополнительных условий и показаний к проведению обязательных медицинских осмотров должны приниматься с учетом мнения территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и соответствующего территориального органа санитарно-эпидемиологического надзора.
Профессиональные риски
При обеспечении управления охраной труда работодатели должны проводить системные мероприятия по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, связанные с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков.
Цитируем документ
Профессиональный риск — вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Управление профессиональными рисками — комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.
Статья 209 Трудового кодекса РФ в действующей редакции
Профессиональные риски в зависимости от источника их возникновения подразделяются на риски травмирования работника и риски получения им профессионального заболевания.
Рекомендации по выбору метода оценки уровня профессионального риска и его снижению утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Принять к сведению
Проверить, соответствует ли компания требованиям по охране труда в порядке «самоинспектирования», можно с помощью сервиса «Электронный инспектор» на сайте онлайнинспекция.ру. Собственно, он и был создан, чтобы на этом сайте работодатели могли сами себя контролировать. Сервис запущен в конце 2014 г. Для проведения самопроверки в настоящее время доступно 175 тематических проверочных листов, охватывающих все правоотношения, регулируемые трудовым законодательством, в том числе вопросы охраны труда. Пройдя самопроверку, то есть заполнив проверочные листы, работодатель сможет получить заключение интерактивного сервиса «Электронный инспектор» об отсутствии или наличии нарушений в компании по тематике проверяемых трудовых отношений, например, по охране труда. Также можно будет получить материалы (инструкции к действию, шаблоны и образцы документов), если необходимо устранить какие-либо нарушения.