В очередном мониторинге экономической ситуации в России (подготовлен коллективом экспертов Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара (Института Гайдара), Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Минэкономразвития России) авторы пытаются понять, что еще помогает поднимать заработки, кроме увольнений части работников.
Начало 2018 г. было отмечено значительным ростом зарплат — в I квартале этот показатель в реальном выражении вырос на 10,2% по сравнению с соответствующим кварталом прошлого года. Основной вклад в эту динамику внесли изменения в оплате труда в образовании и здравоохранении. Рост номинальных заработных плат в I квартале составил 17,4% в образовании и 30,7% в здравоохранении по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Существенный рост наблюдался также в таких сферах, как деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры (рост в этот период — 35,4%) и научные исследования и разработки (19,4%). Но численность занятых в них относительно невысока — в совокупности менее 1 млн человек. В образовании же были заняты более 5 млн человек, в здравоохранении и предоставлении социальных услуг — более 4 млн, то есть в целом около 14% всех занятых.
Высокие темпы роста зарплат в бюджетных отраслях, превышающие рост в частном секторе, отличают ситуацию в текущем году от 2016—2017 гг., когда оплата труда в образовании и здравоохранении росла медленнее, чем в других видах экономической деятельности. В 2018 г. уровень оплаты в этих отраслях по сравнению со средней зарплатой по стране оказался максимальным за последние два десятилетия.
Факторы роста
Увеличение заработных плат в бюджетном секторе было вызвано несколькими факторами, пишут исследователи.
Во-первых, в январе — феврале во многих бюджетных учреждениях были выплачены дополнительные разовые премии. Возможно, основным источником средств послужила та часть фонда оплаты труда, которая обычно выплачивается в конце года.
Во-вторых, были одновременно повышены и оклады, чему можно найти следующие объяснения. С одной стороны, базовая часть зарплаты в бюджетном секторе росла во многом за счет повышения МРОТ до уровня прожиточного минимума. С другой, перед властями стояла задача выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Указ предполагал повышение заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования (школ), среднего профессионального образования (колледжей, техникумов) до средней в регионе, а зарплаты преподавателей высших учебных заведений и научных сотрудников — до уровня, превышающего среднюю в регионе в два раза. Среднюю заработную плату педагогических работников дошкольных образовательных учреждений необходимо было довести до средней в сфере общего образования в соответствующем регионе.
Сроки реализации программы были обозначены разные: зарплату педагогических работников школ и дошкольных учреждений планировалось повысить до 2012—2013 гг., а остальных педагогических сотрудников — к 2018 г. В сфере здравоохранения сроки для повышения были установлены едиными — до 2018 г. Размер зависел от профессии: для врачей планировалось увеличить зарплату до уровня, превышающего среднюю в регионе в два раза, для среднего и младшего медицинского персонала заработная плата должна была быть не ниже средней в регионе.
Частично выполнению майских указов способствовал переход на новую методологию: с 2015 г. для расчета средней считаются заработные платы не только наемных работников организаций, но и занятых по найму у индивидуальных предпринимателей и физических лиц. Учет последних снижает средний показатель заработных плат в стране на 10—12%. Авторы «Мониторинга» отмечают, что основным показателем заработных плат остается старая версия, учитывающая только работников организаций, тогда как расширенная версия активно используется только для оценки выполнения указов.
Перспективы исполнения указов
Согласно данным за 1-е полугодие 2018 г., в целом по стране близки к выполнению целевые показатели для работников в сфере образования, а также для научных сотрудников. Однако среднегодовые показатели для преподавателей различных образовательных учреждений, скорее всего, окажутся ниже — из-за особенностей оплаты труда этих профессий сезонные пики в выплатах наблюдаются в мае — июне, спады — в июле — августе. Близки к выполнению цели по зарплате для врачей и среднего медицинского персонала, в то время как младший медицинский персонал получил в январе — июне этого года только 90% от средней зарплаты по стране для наемных работников.
Тем не менее рост оплаты труда именно младшего медицинского персонала оказался одним из наибольших в 2018 г. — их зарплаты выросли за полгода в 1,7 раза. Еще значительнее был рост заработков научных сотрудников — они удвоились. В меньшей степени «повезло» педагогическим работникам школ и дошкольных учреждений — их зарплата в первой половине 2018 г. была лишь на 9—11% выше, чем в соответствующем периоде прошлого года. Причина в том, что уровень оплаты их труда уже был выше целевого в большинстве регионов еще в 2015—2017 гг.
Источники роста
Ученые считают, что очень важен вопрос — каковы источники роста: только ли расширение фонда оплаты труда или одновременно и сокращение работников бюджетного сектора при увеличении нагрузки на оставшихся на своих рабочих местах?
Согласно данным Росстата, численность занятых в бюджетном секторе в профессиях, отмеченных в указе, сократилась за период 2013—2018 гг. В сфере образования, однако, снижение было незначительным: с 2,32 млн человек до 2,27 млн человек к 1-му полугодию 2018 г.
При этом сокращалась численность наиболее квалифицированных групп работников: преподавателей вузов и научных сотрудников. Именно для этих профессиональных групп в сфере образования рост оплаты труда был наибольшим — за последние 5 лет их средняя зарплата удвоились в номинальном выражении. Одновременно происходила реформа в области высшего образования: сокращение и реорганизация вузов, закрытие большей части филиалов. В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2016—2020 гг. за последние три года их число сократилось более чем вдвое — на 1097 организаций; санации подвергались структуры, оказывающие образовательные услуги низкого качества. Значительный рост средних зарплат работников высших учебных заведений является, в том числе, прямым следствием реформы — эта сфера освободилась от рабочих мест с самыми низкими заработными платами.
Но надо помнить, что для расчета численности Росстат использует штатный состав, то есть за единицу принят работник, работающий на одну ставку. В результате повышения нормы часов, приходящейся на одну ставку, среднее количество ставок для преподавателей в последние 5 лет снижалось, что вело к снижению штатного, но не фактического числа работников.
Численность педагогических работников дошкольного образования, учителей и преподавателей среднего профессионального образования за последние 5 лет практически не изменилась.
Выборочные обследования рабочей силы, проводимые Росстатом на ежемесячной основе, позволяют оценить динамику фактического и номинального рабочего времени для работников в сфере образования и здравоохранения. Как показывает анализ, среднее количество часов работы в неделю среди занятых в качестве специалистов в области образования различных уровней практически не изменилось и составляло 35,8 часов как в 2013 г., так и в 2017 г. При этом отношение фактического времени, проведенного на работе, к нормативному даже немного снизилось: с 94,1% в 2013 г. до 93,5% в 2017 г.
В сфере здравоохранения основным пострадавшим в ходе реализации майского указа оказался медицинский персонал: младший, численность которого за 5 лет снизилась с 687 тыс. до 299 тыс. человек, и в меньшей степени — средний, число работников которого уменьшилось с 1442 тыс. до 1324 тыс. человек. Численность врачей сократилась незначительно — на 3%.
В действительности сокращения младшего медперсонала были не столь значительны. Вместо этого в 2013—2018 гг. в организациях здравоохранения активно применялась практика перевода младшего медперсонала на должности уборщиц, хотя их обязанности в результате перевода на новую должность не менялись или их функции отдавались на аутсорсинг. Ревизия работников на этих должностях позволила не увеличивать заработные платы низкоквалифицированным служащим. В результате эта категория занятых не только оказалась исключенной из сферы действия майских указов, но и лишилась различных льгот, которые полагаются медицинским работникам: сокращенной продолжительности рабочей недели и дополнительного оплачиваемого отпуска. Часть обязанностей мог взять на себя средний медицинский персонал.
Во многом такая практика обусловлена самими целевыми ориентирами, заложенными в указе, по которому минимальная граница заработных плат для обеих групп медицинского персонала была установлена на едином уровне. Однако невозможно устранить неравенство в оплате между этими группами из-за разницы в уровне квалификации.