Изменения в главу 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ внесены Федеральными законами от 03.08.2018 № 302-ФЗ и № 303-ФЗ. Пожалуй, самое главное нововведение этого лета — увеличение ставки НДС. Но есть и другие немаловажные новации. Обо всех изменениях по НДС — в нашем материале.
Налоговые ставки
Ставки увеличены
Самая главная новация — увеличение ставки НДС. Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 03.08.2018 № 303-ФЗ (далее — Закон № 303-ФЗ) в главу 21 НК РФ.
Согласно новой редакции п. 3 ст. 164 НК РФ с 1 января 2019 г. ставка НДС будет 20% (напомним, что сейчас она равна 18%). Также со следующего года придется уплатить налог по ставке 20% в том случае, когда налогоплательщик документально не подтвердит правомерность использования нулевой ставки НДС (абз. 3 п. 9 ст. 165 НК РФ).
Откорректировано значение расчетной ставки НДС. С 1 января 2019 г. налог нужно будет рассчитывать по ставке 16,67% (сейчас используется ставка 15,25%). Это нововведение коснется:
— налогоплательщиков, реализующих предприятие в целом как имущественный комплекс (п. 4 ст. 158 НК РФ);
— иностранных организаций при оказании услуг в электронной форме через Интернет (п. 5 ст. 174.2 НК РФ).
Нулевая ставка
Есть изменения и для нулевой ставки. Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ (далее — Закон № 302-ФЗ) дополнил перечень операций, облагаемых НДС по ставке 0%. В пункт 1 ст. 164 НК РФ введен новый подп. 1.1, который начнет применяться с 1 октября 2018 г. Согласно ему под нулевую ставку подпадает реализация товаров, вывезенных с территории РФ на территорию государства — члена Евразийского экономического союза, в случаях, предусмотренных Договором о ЕАЭС от 29 мая 2014 г.
Закон № 302-ФЗ изложил в новой редакции подп. 12 п. 1 ст. 164 НК РФ. С 1 октября 2018 г. по ставке 0% будут облагаться операции по реализации услуг по предоставлению морских судов, судов смешанного (река — море) плавания и услуг членов экипажей таких судов в пользование на определенный срок на основании договоров фрахтования судна на время (тайм-чартер) для целей перевозки (транспортировки) вывозимых за пределы территории РФ или ввозимых на территорию РФ товаров. Напомним, что сейчас нулевая ставка применяется при реализации работ (услуг) по перевозке (транспортировке) вывозимых за пределы территории РФ или ввозимых на территорию РФ товаров морскими судами и судами смешанного (река — море) плавания на основании договоров фрахтования судна на время (тайм-чартер).
Кроме того, с 1 октября 2018 г. до 1 января 2025 г. льготной ставкой могут воспользоваться налогоплательщики, оказывающие услуги по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения пассажиров и багажа расположен на территории Дальневосточного федерального округа. Это предусмотрено новой редакцией подп. 4.2 п. 1 ст. 164 НК РФ (Закон № 303-ФЗ).
А согласно ст. 2 Закона № 303-ФЗ до 1 января 2025 г. продлен срок действия нулевой ставки НДС, предусмотренной в подп. 4.1 п. 1 ст. 164 НК РФ. Напомним, что в этой норме говорится об услугах по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположен на территории Крыма или г. Севастополя.
Подтверждение нулевой ставки
Благодаря Закону № 302-ФЗ значительные изменения претерпела ст. 165 НК РФ, в которой содержатся правила подтверждения нулевой ставки НДС. Новации вступят в силу с 01.10.2018.
Итак, по тексту всей статьи Таможенный союз заменен на Евразийский экономический союз (ЕАЭС).
В число документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки, включены контракты (копии контрактов) с организацией на поставку товара ее филиалу, представительству, отделению, бюро, конторе, агентству либо другому подразделению, находящемуся за пределами таможенной территории ЕАЭС (подп. 1 п. 1 ст. 165 НК РФ).
Законодатели упростили порядок подтверждения нулевой ставки при вывозе товаров за пределы РФ. В новой редакции подп. 4 п. 1 ст. 165 НК РФ теперь сказано, что копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов представляются только при вывозе с территории РФ припасов. При этом абзац 4 подп. 6 п. 1 ст. 165 НК РФ с 1 октября 2018 г. утратит силу. Напомним, что в нем содержалось требование о представлении копий транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, указанных в подп. 4 п. 1 ст. 165 НК РФ, в случае вывоза товаров в таможенной процедуре реэкспорта.
Статья 165 НК РФ дополнена новым п. 1.2. В нем содержатся следующие положения. Если налоговики обнаружат несоответствие сведений, представленных налогоплательщиком, той информации, которая есть у налоговых органов, то контролеры будут вправе истребовать копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров, предусмотренных абз. 2, 4 и 5 подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ, за пределы таможенной территории ЕАЭС. Аналогичный порядок будет применяться и в том случае, когда у налогового органа отсутствуют сведения, получаемые от таможенных органов в соответствии с п. 17 ст. 165 НК РФ.
Налогоплательщик представляет любой из перечисленных документов в течение 30 календарных дней с даты получения соответствующего требования налогового органа. При этом нужно учесть некоторые особенности.
Так, при вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта (реэкспорта) судами через морские порты, в том числе в случае, если погрузка товаров и их таможенное оформление осуществляются вне региона деятельности пограничного таможенного органа, для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС представляются следующие документы:
— копия поручения на отгрузку грузов с указанием порта разгрузки. В случае вывоза уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции, доставленных на территорию РФ в соответствии с законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов без выгрузки на сухопутную территорию РФ, такая копия поручения налогоплательщиком в налоговые органы не представляется;
— копия коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт приема к перевозке товара документа, в котором в графе «Порт разгрузки» указано место, находящееся за пределами таможенной территории ЕАЭС.
Если же товары вывозятся в таможенной процедуре экспорта (реэкспорта) воздушным транспортом, то для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС в налоговые органы налогоплательщиком представляется копия международной авиационной грузовой накладной с указанием аэропорта разгрузки, находящегося за пределами таможенной территории ЕАЭС. А при вывозе товаров железнодорожным транспортом истребуемые транспортные документы можно представить налоговикам в электронной форме по формату, утвержденному совместно ФНС России и таможенной службой. Указанные документы представляются в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утвержденным ФНС России.
В новом п. 1.3 ст. 165 НК РФ установлены правила подтверждения обоснованности применения нулевой ставки при реализации товаров в государства — члены ЕАЭС, а также налоговых вычетов в отношении операций по реализации сырьевых товаров, указанных в абз. 3 п. 10 ст. 165 НК РФ. В этом случае в налоговые органы представляются документы, предусмотренные Договором о ЕАЭС. При этом транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории РФ на территорию государства — члена ЕАЭС, можно не представлять одновременно с налоговой декларацией. Но для этого налогоплательщик должен представить в налоговый орган в электронной форме перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленных по форме, предусмотренной международным межведомственным договором (далее — заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов).
В ходе камеральной проверки налоговики вправе выборочно истребовать у налогоплательщика вышеназванные документы, сведения из которых включены в перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Истребуемые документы (их копии) представляются налогоплательщиком в течение 30 календарных дней с даты получения соответствующего требования налогового органа. Если налогоплательщик не представит документы, то обоснованность применения нулевой ставки будет считаться неподтвержденной.
С 1 октября 2018 г. начнет действовать новая редакция п. 2 ст. 165 НК РФ. Так, при реализации товаров, предусмотренных подп. 1 или 8 п. 1 ст. 164 НК РФ, через комиссионера, поверенного или агента по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки, а также налоговых вычетов в отношении операций по реализации сырьевых товаров, указанных в абз. 3 п. 10 ст. 165 НК РФ, налогоплательщики должны будут представить в налоговые органы, в том числе:
— либо контракт (копию контракта) лица, осуществляющего поставку товаров или поставку припасов по поручению налогоплательщика (в соответствии с договором комиссии, договором поручения либо агентским договором), с иностранным лицом на поставку товаров (припасов) за пределы таможенной территории ЕАЭС и (или) припасов за пределы территории РФ;
— либо контракт (копию контракта) лица, осуществляющего поставку товаров на экспорт по поручению налогоплательщика (в соответствии с договором комиссии, договором поручения либо агентским договором), с российской организацией на поставку товаров ее филиалу, представительству, отделению, бюро, конторе, агентству либо другому обособленному подразделению, находящемуся за пределами таможенной территории ЕАЭС.
В пункте 10 ст. 165 НК РФ в число документов, представляемых в налоговые органы одновременно с декларацией, включен перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Кроме того, указанная норма Кодекса дополнена следующим положением. Если контракты (договоры) ранее были представлены в налоговый орган для обоснования применения нулевой ставки за предыдущие налоговые периоды или обоснования освобождения от уплаты акциза (возмещения сумм акциза) в соответствии с п. 7 ст. 198 НК РФ, то их повторно сдавать не надо. В этом случае налогоплательщик подает в налоговые органы уведомление с указанием реквизитов документа, которым были представлены необходимые документы, и наименования налогового органа, в который они были сданы.
Сейчас в п. 15 ст. 165 НК РФ установлено следующее правило. Если налоговики истребуют документы, сведения из которых включены в реестры, то копии этих документов налогоплательщик должен представить налоговикам в течение 20 календарных дней с даты получения требования. Закон № 302-ФЗ увеличил срок до 30 дней.
Кроме того, указанная норма дополнена следующими положениями. При реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта (реэкспорта) за пределы таможенной территории ЕАЭС, копии истребуемых таможенных деклараций, сведения из которых включены в переданные налоговикам в электронной форме реестры, можно представить без соответствующих отметок таможенных органов. Если экспорт (реэкспорт) не подтвержден сведениями, полученными налоговиками от таможенных органов, то инспекторы должны об этом факте поставить в известность налогоплательщика. В этом случае он вправе в течение 15 календарных дней со дня получения сообщения налогового органа представить необходимые пояснения и любые имеющиеся у него документы, подтверждающие вывоз товара за пределы таможенной территории ЕАЭС.
Налоговики могут подать запрос в таможенные органы о получении сведений о вывозе товаров. И если полученная информация не подтвердит факт вывоза, то обоснованность применения нулевой ставки в отношении операций по реализации товаров в соответствующей части считается неподтвержденной. При этом в указанный запрос должны быть включены все пояснения и документы, конечно, в том случае, если они были представлены налогоплательщиком в налоговый орган.
И последнее изменение, которое Закон № 302-ФЗ внес в ст. 165 НК РФ. Данная норма дополнена новым п. 20. В нем сказано, что для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и налоговых вычетов при реализации работ (услуг) в налоговый орган могут быть представлены транспортные, перевозочные документы, составленные в электронной форме по формату, утвержденному совместно ФНС России и таможенной службой. Указанные документы можно сдать:
— вместо копий документов, предусмотренных подп. 3 п. 3.1 ст. 165 НК РФ, — при реализации услуг по международной перевозке товаров (подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ) и оказанных в отношении товаров, вывозимых железнодорожным транспортом в таможенной процедуре экспорта;
— вместо копий документов, предусмотренных подп. 3 п. 3.7 ст. 165 НК РФ, — при реализации транспортно-экспедиционных услуг, а также услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров, оказываемых российскими организациями или ИП, для осуществления перевозки или транспортировки железнодорожным транспортом экспортируемых (реэкспортируемых) товаров (подп. 2.7 п. 1 ст. 164 НК РФ), для перевозки или транспортировки железнодорожным транспортом экспортируемых товаров;
— вместо копий документов, предусмотренных абз. 4 п. 5 ст. 165 НК РФ, — при реализации работ (услуг), выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте (подп. 9 п. 1 ст. 164 НК РФ) и оказанных российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте в отношении экспортируемых товаров.
Указанные документы представляются в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утвержденным ФНС России.
Налоговая база
С 1 октября 2018 г. вводится порядок определения налоговой базы при получении налогоплательщиком предоплаты в счет предстоящей передачи имущественных прав:
— при уступке первоначальным кредитором денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), или при переходе указанного требования к другому лицу на основании закона (абз. 2 п. 1 ст. 155 НК РФ);
— при уступке новым кредитором, получившим денежное требование, вытекающее из договора реализации товаров, работ или услуг (п. 2 ст. 155 НК РФ);
— при передаче имущественных прав налогоплательщиками, в том числе участниками долевого строительства, на жилые дома или жилые помещения, доли в жилых домах или жилых помещениях, гаражи или машино-места (п. 3 ст. 155 НК РФ);
— при приобретении денежного требования у третьих лиц (п. 4 ст. 155 НК РФ).
В приведенных случаях налоговая база по предоплате определяется как разница между суммой оплаты (частичной оплаты), полученной налогоплательщиком в счет предстоящей передачи имущественных прав, и суммой расходов на приобретение указанных прав (размера денежного требования, в том числе будущего требования), рассчитанной исходя из доли оплаты, частичной оплаты в стоимости, по которой передаются имущественные права. Соответствующие дополнения внесены Законом № 302-ФЗ в п. 1 ст. 154 НК РФ.
Кроме того, законодатели распространили положения п. 10 ст. 154 НК РФ на налоговых агентов. Напомним, что в этой норме Кодекса содержатся правила определения налоговой базы в случае увеличения стоимости (без учета налога) отгруженных (переданных) товаров (работ, услуг, имущественных прав), в том числе по причине изменения их цены или количества (объема). Данная поправка внесена Законом № 302-ФЗ и вступит в силу с 1 октября 2018 г.
Также с 1 октября 2018 г. начнет действовать новый п. 5.1, которым Закон № 302-ФЗ дополнил ст. 161 НК РФ. В этом пункте сказано, что налоговыми агентами признаются российские перевозчики на железнодорожном транспорте при осуществлении ими на территории РФ деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения (комиссии) либо агентских договоров, предусматривающих оказание услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров. Исключение — случаи, предусмотренные подп. 2.1 и 2.7 п. 1 ст. 164 НК РФ. Налоговая база такими налоговыми агентами определяется как стоимость указанных услуг без включения в нее суммы налога.
Закон № 303-ФЗ уточнил порядок определения налоговой базы по НДС при реализации товаров (работ, услуг) с учетом льгот, предусмотренный абз. 2 и 3 п. 2 ст. 154 НК РФ. Правила, установленные указанными положениями Кодекса, будут применяться и при реализации товаров (работ, услуг) с учетом скидок на цену товаров (работ, услуг) без НДС, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством. Поправка вступила в силу с 3 августа 2018 г. и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 г. (п. 6 ст. 5 Закона № 303-ФЗ).
НДС по активам, приобретенным за счет субсидий
Внесены изменения и дополнения в правила применения положений п. 1 и подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ) в отношении товаров (работ, услуг) (в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав). Поправки содержатся в ст. 4 Закона № 303-ФЗ. Указанные нормы НК РФ используются в отношении поименованных активов, приобретенных:
— организациями — субъектами естественных монополий за счет бюджетных инвестиций, полученных до 31 декабря 2018 г. включительно из бюджетов бюджетной системы РФ;
— налогоплательщиками — сельскохозяйственными товаропроизводителями за счет субсидий, полученных до 31 декабря 2018 г. включительно из бюджетов бюджетной системы РФ;
— организациями-производителями за счет субсидий, полученных до 31 декабря 2018 г. включительно из федерального бюджета на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении колесных транспортных средств, высокопроизводительной самоходной и прицепной техники, в том числе сельскохозяйственной техники, на использование энергоресурсов энергоемкими предприятиями автомобильной промышленности, на осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и проведение испытаний колесных транспортных средств;
— организациями-концессионерами, реализующими проекты по строительству (реконструкции) автомобильных дорог (участков автомобильных дорог и (или) искусственных дорожных сооружений), за счет бюджетных инвестиций, полученных до 31 декабря 2018 г. включительно из бюджетов субъектов РФ на основании концессионных соглашений, заключенных до 1 января 2018 г.
Налоговые агенты
Как мы же сказали, согласно новому п. 5.1 ст. 161 НК РФ российские перевозчики на железнодорожном транспорте при осуществлении на территории РФ деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения (комиссии) либо агентских договоров, предусматривающих оказание услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров (за исключением случаев, предусмотренных подп. 2.1 и 2.7 п. 1 ст. 164 НК РФ), признаются налоговыми агентами по НДС.
В связи с появлением этой нормы Закон № 302-ФЗ внес коррелирующие поправки и в другие нормы главы 21 НК РФ. Так, на указанных налоговых агентов распространяются следующие нормы:
— п. 15 ст. 167 НК РФ — момент определения налоговой базы определяется в порядке, установленном п. 1 ст. 167 НК РФ;
— абз. 1 п. 1 ст. 168 НК РФ — при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав покупателю предъявляется к оплате соответствующая сумма налога;
— абз. 2 п. 1 ст. 168 НК РФ — при получении налоговым агентом предоплаты он обязан предъявить покупателю сумму НДС, исчисленную по правилам п. 4 ст. 164 НК РФ;
— п. 2 ст. 168 НК РФ — сумма налога, предъявляемая налоговым агентом покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, исчисляется по каждому виду этих товаров (работ, услуг), имущественных прав как соответствующая налоговой ставке процентная доля цен;
— абз. 2 п. 3 ст. 171 НК РФ — у таких налоговых агентов нет права на включение в налоговые вычеты сумм налога, уплаченных по этим операциям;
— абз. 3 п. 5 ст. 171 НК РФ — право на налоговые вычеты есть в случае возврата товаров или ранее полученных авансов;
— п. 8 ст. 171 НК РФ — вычет можно получить в отношении сумм НДС, исчисленных налоговым агентом с сумм предоплат, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг);
— абз. 1 п. 13 ст. 171 НК РФ — на покупателя, исполняющего обязанности налогового агента, распространяются правила получения вычета при уменьшении стоимости товаров (работ, услуг, имущественных прав).
Следует сказать, что положения абз. 2 п. 1 и п. 2 ст. 168, абз. 3 п. 5, п. 8, абз. 1 п. 13 ст. 171 НК РФ с 1 октября 2018 г. будут действовать не только в отношении налоговых агентов, указанных в п. 5.1 ст. 161 НК РФ, но и тех налоговых агентов, которые поименованы в п. 4 и 5 ст. 161 НК РФ. Напомним, что согласно этим нормам Кодекса признаются налоговыми агентами:
— организации и ИП при реализации на территории РФ конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству (п. 4 ст. 161 НК РФ);
— организации и ИП, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения (комиссии) или агентских договоров с иностранными лицами, реализующими товары (работы, услуги, имущественные права) на территории РФ и не состоящими на налоговом учете в российских налоговых органах (п. 5 ст. 161 НК РФ).
Кроме того, Закон № 302-ФЗ уточнил, что обязанности по составлению счетов-фактур, ведению книги покупок и книги продаж лежат не только на налогоплательщиках, но и на налоговых агентах. Соответствующие изменения внесены в абз. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ. При этом в перечне обязательных реквизитов счетов-фактур (корректировочных счетов-фактур) теперь входят наименование, адрес и ИНН налогового агента (подп. 2 п. 5, подп. 2 п. 5.1, подп. 3 п. 5.2 ст. 169 НК РФ).
Не обязаны вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур налоговые агенты, указанные в п. 4, 5 и 5.1 ст. 161 НК РФ в том случае, когда они осуществляют деятельность в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента), или на основе договоров транспортной экспедиции, а также при выполнении функций застройщика. Такое исключение теперь содержится в п. 3.1 ст. 169 НК РФ.
Налоговые вычеты
С 1 октября 2018 г. вступят в силу поправки, внесенные Законом № 302-ФЗ в п. 6 ст. 172 НК РФ. Теперь в этой норме появились правила вычета НДС с предоплаты в счет предстоящей передачи имущественных прав:
— при уступке первоначальным кредитором денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), или при переходе указанного требования к другому лицу на основании закона (абз. 2 п. 1 ст. 155 НК РФ);
— при уступке новым кредитором, получившим денежное требование, вытекающее из договора реализации товаров, работ или услуг (п. 2 ст. 155 НК РФ);
— при передаче имущественных прав налогоплательщиками, в том числе участниками долевого строительства, на жилые дома или жилые помещения, доли в жилых домах или жилых помещениях, гаражи или машино-места (п. 3 ст. 155 НК РФ);
— при приобретении денежного требования у третьих лиц (п. 4 ст. 155 НК РФ).
В вышеперечисленных случаях вычеты производятся с даты передачи имущественных прав в размере налога, исчисленного в соответствии с новым абз. 7 п. 1 ст. 154 НК РФ. Напомним, что согласно указанной норме при получении налогоплательщиком предоплаты в счет предстоящей передачи имущественных прав налоговая база определяется как разница между суммой предоплаты и суммой расходов на приобретение указанных прав (размера денежного требования, в том числе будущего требования), рассчитанной исходя из доли предоплаты в стоимости, по которой передаются имущественные права.
Возмещение НДС
Откорректированы положения ст. 176.1 НК РФ, в которой прописан заявительный порядок возмещения НДС. Поправки содержатся в Законе № 302-ФЗ и вступят в силу с 1 октября 2018 г.
Снижен с 7 млрд руб. до 2 млрд руб. порог по сумме уплаченных налогов для применения заявительного порядка возмещения НДС. Напомним, что им могут воспользоваться компании, у которых совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, перечисленная в бюджет за три календарных года, предшествующие году, в котором подается заявление о возмещении НДС, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через границу РФ и в качестве налогового агента, соответствует вышеназванному пределу (подп. 1 п. 2 ст. 176.1 НК РФ).
Аналогичная поправка предусмотрена и для организаций, выступающих в качестве поручителей (подп. 2 п. 2.1 ст. 176.1 НК РФ). А вот процентный порог по сумме обязательств поручителя по действующим договорам поручительства повышен до 50%. Сейчас в подп. 3 п. 2.1 ст. 176.1 НК РФ сказано, что сумма обязательств поручителя по действующим договорам поручительства на дату представления заявления о заключении договора поручительства не должна превышать 20% стоимости чистых активов поручителя, определенной по состоянию на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представлено заявление о заключении договора поручительства.
Кроме того, поручитель на дату представления заявления о заключении договора поручительства не должен иметь задолженности по уплате налогов, страховых взносов, пеней и штрафов. На сегодняшний день в подп. 6 п. 2.1 ст. 176.1 НК РФ речь идет не о страховых взносах, а о сборах.