Банк России разъяснил, когда банк вправе отказать клиенту в проведении операции или заключении договора банковского вклада или счета, а когда — нет. Помимо прочего, в своем информационном письме он указал, что клиенты могут обжаловать решения банков об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) в любое время. То есть никаких временных ограничений не установлено.
Опубликовано информационное письмо Банка России от 12.09.2018 № ИН-014-12/61 «По вопросам применения Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ „О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“ в части функционирования механизма реабилитации клиентов».
Дело в том, что с 30.03.2018 вступили в силу новые положения Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон № 115-ФЗ). В них предусмотрены нормы о реабилитации клиентов, которым банки отказали в проведении банковской операции или в заключении договора банковского счета. В связи с этим Банк России ответил на популярные вопросы, связанные с процедурой реабилитации.
Срок для реабилитации клиента
Банк России указал, что Закон № 115-ФЗ не устанавливает временных ограничений по обжалованию клиентами принятых в отношении них решений об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада). То есть если банк принял решение об отказе еще начиная с 30.06.2013 (с даты вступления в силу Закона № 115-ФЗц), то даже сейчас можно обратиться за реабилитацией. В частности, можно представить в банк документы и сведения об отсутствии оснований для принятия решения об отказе. А банк обязан рассмотреть их и в срок не позднее 10 рабочих дней со дня их представления сообщить клиенту об устранении оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада). Кроме того, в случае сообщения о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе, клиент вправе обратиться с заявлением в межведомственную комиссию, созданную при Банке России.
Обоснование отказа
Еще один момент, который разъяснил Банк России, — это обязанность финансовых организаций обосновывать отказ. Дело в том, что в Законе № 115-ФЗ запрещено информировать клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. В то же время в нем содержится перечень случаев, допускающих раскрытие клиенту информации о таких мерах. К числу данных случаев относится информирование о причинах отказа. Поэтому, если клиент просит объяснить причины отказа, финансовая организация должна проинформировать его в порядке, предусмотренном правилами внутреннего контроля. При этом информации должно быть достаточно, чтобы клиент смог использовать ее для реализации механизма реабилитации.
Повторное обращение клиента
Решение межведомственной комиссии об отсутствии оснований, в соответствии с которыми финансовая организация приняла решение об отказе, распространяется именно на ту операцию, в проведении которой ранее был получен отказ организации, или на тот договор, который кредитная организация отказалась заключать. Поэтому, если клиент обращается с повторным распоряжением о проведении операции или повторным намерением заключить договор банковского счета (вклада), по которому межведомственной комиссией было принято решение об отсутствии оснований для отказа от ее проведения или его заключения, финансовая организация не вправе отказать клиенту.
Расторжение договора из-за повторного отказа
В случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции банк вправе расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом. Но если межведомственная комиссия приняла решение об отсутствии оснований для ранее принятых решений об отказе от проведения операций, на основании которых банк расторг договор банковского счета (вклада) с клиентом, то при обращении клиента банк обязан заключить договор с ним при представлении необходимых документов и сведений.