Две извечные российские беды — дураки и плохие дороги — должны скоро пойти на убыль. Совет по стратегическому развитию и национальным проектам принял решение выделить на проекты «Цифровая экономика» и «Безопасные и качественные автомобильные дороги» около 5,5 трлн руб. Они предполагают подключение к интернету всех бюджетных учреждений и создание современной системы обучения IT. При строительстве дорог будут использоваться качественные материалы, а число ДТП сократится в несколько раз.
Программа «Цифровая экономика», по словам премьера Дмитрия Медведева, проводившего заседание Совета, откроет новые возможности для экономического роста в нашей стране. «Развитие должно быть обеспечено не только за счет автоматизации процессов, — подчеркнул глава Кабинета министров. — Здесь ключевую роль должны играть новая бизнес-модель, создание информационных продуктов и сервисов, развитие социальных отношений в этой среде и человеческого капитала на основе тех возможностей, которые цифровая экономика и открывает».
Первое, над чем предстоит работать в рамках нацпроекта, — это современное регулирование. В России должны появиться благоприятные и конкурентные условия для участников цифровой среды, а также единые требования по различным электронным операциям, будь то процесс идентификации, оборот документов или хранение и обработка данных. Законодательство должно стимулировать интеллектуальную деятельность в сфере инноваций, в цифровой сфере и обеспечивать приток инвестиций в такие проекты.
В нашей стране будет создана современная информационная инфраструктура. К интернету подключат все органы власти и бюджетные организации, включая медицинские и образовательные учреждения. Доступ во Всемирную информационную сеть обеспечат всем населенным пунктам с численностью от 250 до 500 человек.
Особое внимание будет уделяться подготовке квалифицированных кадров. «Обучать и переобучать специалистов сегодня нужно быстро и под конкретные практические задачи, — отметил Д. Медведев. — Для этого предстоит определиться с требуемыми компетенциями, создать под них хорошие образовательные продукты, а затем соединить это с потребностями организаций, которые действуют в сфере IT».
Еще одним направлением национального проекта станет кибербезопасность. Главный результат, к которому здесь нужно прийти, — это производство востребованных российских IT-продуктов и IT-услуг.
В более широком плане необходимо обеспечить более высокие стандарты защиты интересов личности, интересов бизнеса, государства от информационных угроз.
Речь идет и о платежных системах, и о защите персональных данных, и о предотвращении кибератак.
Проект, по словам министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Константина Носкова, будет реализовываться, прежде всего, на принципах конкурсов, поэтому источники внебюджетного финансирования будут определяться по большей части в результате проведения конкурсов. Общая сумма бюджетного финансирования составит порядка 1,08 трлн руб., плюс столько же министерство надеется привлечь из других источников.
Не менее амбициозные задачи ставятся в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Здесь предстоит довести до 50% долю дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, сократить число мест с высокой концентрацией ДТП и перегруженных участков, снизить смертность на дорогах.
«Нужно заняться приведением в порядок дорог регионального и межмуниципального значения, — заметил глава правительства. — Оценить их текущее состояние, обновить программы дорожного строительства. Проект охватит города с населением свыше 200 000 человек, включая 38 городских агломераций».
Важнейшее направление проекта — использование контрактов жизненного цикла, переход на самые современные технологии и материалы строительства. Для этого нужно уделить должное внимание повышению квалификации и обучению работников дорожного хозяйства.
Не очень приятная для водителей автомобилей деталь: проект предусматривает усиление ответственности шоферов за нарушения Правил дорожного движения, правда, с упором на профилактику нарушений, автоматизацию и оснащение профильных служб передовым оборудованием и техническими средствами контроля.
«Большой, масштабный проект, — дал характеристику документу министр транспорта Евгений Дитрих. — Рассчитан на реализацию в течение шести лет. Предусматривается, что в этом проекте участвуют регионы и города — в агломерациях, где приводится в нормативное состояние дорожная сеть. Они вкладывают в проект порядка 3,1 трлн руб.».
Федеральный бюджет добавляет, по словам Е. Дитриха, в этот проект средства софинансирования в объеме 1,5 трлн руб. Главным образом эти средства пойдут на приведение региональных дорог в нормативное состояние и работу в основных агломерациях.