Согласно оценкам экспертов PwC в России, по итогам 2022 г. на отечественном авторынке превзойти его лучшие показатели, продемонстрированные в 2012 г., смогут сегменты грузовых автомобилей и автобусов. Продажи новых легковых и легких коммерческих авто еще не восстановятся.
В обзоре PwC российского автомобильного рынка в 1-м полугодии 2018 г. отмечается, что его восстановлению способствовала положительная динамика ряда макроэкономических показателей в I квартале.
Легковые
В 1-м полугодии 2018 г. продажи новых легковых автомобилей в России достигли 790 000 штук, увеличившись на 19% в годовом измерении (с 665 000 штук).
Продажи российских автопроизводителей выросли на 20%, чему способствовал, отмечают аналитики PwC, рост спроса на легковые автомобили Lada и, в частности, на модели Vesta и Largus, продажи которых в 1-м полугодии 2018 г. увеличились на 43 и 53% соответственно. Продажи легковых автомобилей UAZ выросли благодаря росту спроса на 43% на модель Pickup. При этом спрос на остальные модели UAZ сократился.
Прирост продаж иномарок российского производства оказался ниже среднеотраслевого уровня и составил 17%. По состоянию на 1-е полугодие 2018 г. около 62% всех продаж новых легковых автомобилей пришлось именно на данный сегмент.
Сохранению позиций и конкурентоспособности иномарок российского производства, подчеркивают авторы обзора, во многом способствовали различные программы господдержки.
Доля импорта в совокупных продажах в 1-м полугодии 2018 г. составила около 16%. Из-за повышения ставки утилизационного сбора, а также благодаря укреплению рубля в феврале — марте 2018 г. продажи импортных легковых автомобилей в 1-м полугодии выросли на 23%.
В денежном выражении рынок продемонстрировал прирост как в рублевом, так и в долларовом выражении, при этом в рублевом измерении он увеличился больше (23% против 19) по причине ослабления рубля в 1-м полугодии по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Среди ключевых тенденций на российском рынке легковых автомобилей в первом полугодии 2018 г. авторы обзора отмечают:
-
в 2018 г. объем господдержки авторынка был сокращен, что было обусловлено постепенным его переходом к естественному росту. Тем не менее в июле 2018 г. было принято решение о продлении действия программы льготного автокредитования и автолизинга до 2020 г. Также отдельно были увеличены льготы по автокредитованию для Дальневосточного федерального округа в целях стимулирования продаж автомобилей отечественной сборки в этом регионе;
-
на фоне снижения объемов господдержки многие автопроизводители продолжают развивать собственные финансовые предложения, такие как трейд-ин, льготное кредитование, операционный лизинг и лизинг для физических лиц;
-
в преддверии повышения ставок утилизационного сбора с 1 апреля 2018 г. наблюдался рост импорта легковых автомобилей. В тройку крупнейших импортеров вошли Toyota, Mercedes-Benz и Lexus, на долю которых приходится около 45% всего импорта;
-
впервые с 2015 г. премиум сегмент показал положительную динамику и вырос на 5,5%, составив 70 900 штук, при этом его доля продолжает сокращаться и составляет 9%. Многие лидеры 1-го полугодия 2017 г., такие как Jaguar, Volvo, Jeep, Cadillac, Infiniti, продемонстрировали отрицательную динамику, в то время как Mercedes и Lexus сменили тренд развития со снижения продаж на рост;
-
крупнейшими по объему продаж в 1-м полугодии 2018 г. продолжают оставаться сегменты SUV и B, на которые в совокупности пришлось более 81% всех продаж новых легковых автомобилей.
Аналитики PwC прогнозируют, что в 2018 г. продажи новых легковых автомобилей в России могут вырасти на 14% и достигнуть 1,68 млн штук в оптимистическом сценарии. В базовом сценарии продажи могут увеличиться на 12% до 1,65 млн штук. Реализация сценария будет зависеть преимущественно от макроэкономической конъюнктуры.
Авторы обзора называют следующие факторы, которые могут замедлить рост продаж во второй половине 2018 г.:
-
ухудшение макроэкономической ситуации и увеличение волатильности рубля;
-
повышение ставок утилизационного сбора;
-
сокращение господдержки автопромышленности;
-
отмена льгот на ввоз комплектующих и ужесточение требований к потенциальным участникам специальных инвестиционных контрактов.
Назвали они и фактор, который будет способствовать росту продаж: повышенный спрос на автомобили к концу года в преддверии увеличения с 1 января 2019 г. ставки НДС до 20%.
Коммерческие
В сегмент легких коммерческих автомобилей попадают машины полной массой до 3,5 т. В 1-м полугодии 2018 г. рынок таких автомобилей показал прирост на уровне 5% и достиг показателя в 52 900 штук. Среди лидеров по темпу прироста продаж — Citroen (+65%), Peugeot (+60%), Ford (+59%).
На рынке доминируют российские бренды GAZ, UAZ и Lada, занявшие в совокупности 70% рынка, однако среди топ-10 отечественные бренды потеряли долю, эквивалентную 6 п.п. по сравнению с тем же периодом 2017 г. Наибольший прирост продаж среди них показал бренд GAZ (+10%).
По прогнозу аналитиков PwC, в 2018 г. прирост общего объема продаж легких коммерческих автомобилей составит 8% и достигнет 117 000 штук.
Основные факторы, оказывающие влияние на рынок легких коммерческих автомобилей, в обзоре названы следующие:
-
малый и средний бизнес. По мере восстановления экономики активность секторов МСБ будет расти и тем самым способствовать увеличению продаж данных автомобилей;
-
государственная поддержка. Продление действия госпрограммы льготного кредитования и лизинга будет способствовать росту продаж коммерческого транспорта.
Рынок грузовых автомобилей включает в себя среднетоннажные (от 3,5 до 16 т) и крупнотоннажные (свыше 16 т) грузовые автомобили.
В 1-м полугодии 2018 г. продажи грузовых автомобилей составили 37 900 штук, увеличившись на 20%. При этом тенденция роста доли иностранных брендов продолжилась в 1-м полугодии 2018 г. Так, отмечают эксперты PwC, из десяти крупнейших игроков отечественные бренды потеряли почти 5% рынка, в то время как иностранные нарастили на 2%.
Согласно прогнозу авторов обзора, в 2018 г. прирост общего объема продаж грузовых автомобилей составит 27% и достигнет 102 000 штук.
Основными факторами, оказывающими влияние на рынок грузовых автомобилей, они назвали:
-
развитие дорожного хозяйства. В конце 2017 г. была утверждена государственная программа «Развитие транспортной системы», реализация которой будет способствовать росту объема грузоперевозок, что приведет к необходимости расширения парка грузовых автомобилей;
-
развитие лизинговых продуктов. Удешевление лизинга и появление новых лизинговых продуктов будет стимулировать рост продаж грузовых автомобилей.
Сегмент автобусов включает в себя транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и багажа, имеющие более восьми мест для сидения, не считая места водителя, за исключением транспортных средств, которые попадают в категорию легких коммерческих автомобилей.
Продажи новых автобусов в 1-м полугодии 2018 г. показали прирост на уровне 22%, достигнув показателя в 6300 штук. Более 94% рынка автобусов среди топ-5 игроков занимают отечественные бренды, среди которых лидером является PAZ, нарастивший свою долю до 51%.
Согласно прогнозу аналитиков PwC, в 2018 г. прирост общего объема продаж автобусов составит 22% и достигнет 14 200 штук.
Основные факторы, оказывающие влияние на рынок автобусов, следующие:
-
нормативно-правовые акты. Продление программы государственной поддержки производителей техники на газомоторном топливе станет фактором, стимулирующим рост продаж;
-
постановление Правительства РФ. С 1 июля поэтапно вступает в силу постановление, запрещающее использовать для перевозки организованных групп детей автобусы старше десяти лет.
Из прогнозов PwC по развитию российского авторынка на пять лет (включая 2018 г) следует, что в 2022 г. рынок новых легковых автомобилей при среднегодовом приросте 6% составит 2,1 млн штук и все еще будет отставать от лучшего своего показателя 2012 г. на 660 000 штук, или на 24%.
Аналогичный прогноз и для легких коммерческих авто — при таком же среднегодовом приросте их продажи составят 133 000, что на 41 000, или также на 24%, меньше, чем в 2012 г.
А вот грузовые автомобили, по прогнозу PwC, могут показать среднегодовой прирост своего рынка на 12% и в 2022 г. составить 134 000 штук, что почти на 4% превышает результат 2012 г.
При самом низком среднегодовом приросте в 3% рынок автобусов тоже прогнозируется аналитиками PwC выше результата 2012 г. — 18 000 против 17 100 соответственно, или с приростом на 5%.
Прогноз российского рынка новых автомобилей в 2018—2022 гг., штук
Сектора |
2018, сценарии |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
|
---|---|---|---|---|---|---|
базовый |
оптимистичный |
|||||
Новые легковые, млн |
1,65 |
1,68 |
1,86 |
1,96 |
2,04 |
2,1 |
Легкие коммерческие, |
117 |
— |
121 |
133 |
135 |
133тыс. |
Грузовые, тыс. |
102 |
— |
108 |
116 |
125 |
134 |
Автобусы, тыс. |
14,2 |
— |
15,2 |
16,0 |
17,1 |
18,0 |
Источник: PwC |