Ни один хозяйствующий субъект при ведении бизнеса не застрахован от того, что его бизнес-партнер не сможет своевременно расплатиться за поставленный товар или выполненную работу. Если предприятие не хочет тратить ресурсы на разбирательства с должником или не имеет возможности ожидать оплаты, то наилучшим вариантом при таких обстоятельствах является уступка права требования. Главное — учесть все правовые и налоговые нюансы. В этом номере речь пойдет о правовой стороне вопроса.
Право требования к должнику оплаты долга (имущественное право) является обычным объектом гражданских прав (ст. 128 ГК РФ) и регулируется гражданским законодательством. Собственник может распоряжаться им по своему усмотрению, в том числе отчуждать его в собственность другим лицам (ст. 129 ГК РФ). Единственное ограничение для передачи права требования другому лицу — противоречие закону (п. 1 ст. 388 ГК РФ). Например, нельзя осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено законом (п. 7 ст. 448 ГК РФ).
Некоторые особенности договорных отношений
Передача права (требования), принадлежащего кредитору на основании обязательства, иному лицу является сделкой, которая так и называется — уступка требования (ст. 382 ГК РФ). Соответственно, к оформлению уступки требования применяются общие требования по сделкам.
Форма договора
По общему правилу сделки могут совершаться как устно, так и в письменной форме. Но договорные отношения лучше оформлять письменно. Во-первых, такой способ оформления сделки прописан законодательно. Так, согласно подп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ, если сторонами сделки являются юридические лица, она должна быть оформлена в письменной форме.
Следует отметить, что несоблюдение простой письменной формы сделки не приводит к ее недействительности. Просто у сторон сделки могут возникнуть определенные проблемы. В частности, в случае спора стороны не смогут ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, и им придется приводить другие доказательства (ст. 162 ГК РФ). Данное обстоятельство может значительно затруднить разрешение спорной ситуации, и это является другой причиной применить письменную форму для договора.
Кроме того, при оформлении уступки требования необходимо принять во внимание нормы п. 1 ст. 389 ГК РФ: уступка требования, основанного на сделке, совершенной в простой письменной или нотариальной форме, должна быть совершена в соответствующей письменной форме. Таким образом, если сделка, на основании которой возникли уступаемые права, была совершена в письменной форме, то и уступка требования также должна быть оформлена письменно, вне зависимости от желания сторон сделки договориться устно.
Существенные условия договора
В соответствии с действующим законодательством договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Причем соглашение должно быть достигнуто в требуемой форме применительно к виду сделки.
По общему правилу существенными являются условия о предмете договора, а также условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида. Кроме того, к существенным относятся все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Если же условия, которые являются существенными, сторонами не согласованы, договор считается незаключенным.
Следует отметить, что применительно к договору уступки требования существенными условиями являются сведения о конкретном обязательстве, из которого вытекает право требования. Это, например, реквизиты договора, который является основанием требований, и наименование должника. Если договоров несколько, то следует указать реквизиты всех договоров. То же самое — и в отношении должников.
Но отсутствие в договоре сведений о конкретном обязательстве, из которого и возникло соответствующее право, не всегда является основанием для признания договора незаключенным. Так, если иных обязательств у должника перед кредитором не имеется, то указание в договоре только наименования должника без упоминания конкретного обязательства не влечет отсутствия согласования сторонами предмета этого соглашения (п. 12 Информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 30.10.2007 № 120 <Обзор практики применения арбитражными судами положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации>, далее — Письмо Президиума ВАС РФ).
По договору уступки не обязательно передавать права требования в полном объеме, можно передать только часть требований (п. 2 ст. 384 ГК РФ). В этом случае в договоре следует зафиксировать не только объем передаваемых требований, но также и те требования, которые не передаются. Если уступаемая часть не будет выделена, то право перейдет к новому кредитору в объеме и на условиях, которые существуют к моменту перехода (п. 1 ст. 384 ГК РФ). Кроме того, такой порядок поможет не только правильнее понимать передаваемые права, но и эффективнее контролировать оставшиеся обязательства.
Если передаются права требования, срок исполнения которых еще не наступил, дополнительно к указанным условиям можно указать и срок наступления исполнения обязательств.
Цена договора
Цена сделки не является существенным условием договора, поэтому ее отсутствие не влечет недействительности сделки. Кроме того, отсутствие цены передаваемого требования не означает, что требование передается безвозмездно.
В силу п. 3 ст. 423 ГК РФ договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное. При этом ни законом, ни иными правовыми актами не предусмотрен безвозмездный характер договора перевода долга и уступки прав требования (Определение Высшего арбитражного суда РФ от 19.04.2010 № ВАС-3908/10).
Между тем по смыслу закона уступка права (требования) между юридическими лицами является возмездной сделкой, по которой сторона, приобретшая право (требование), предоставляет другой стороне встречное эквивалентное предоставление (п. 10 Письма Президиума ВАС РФ). Поэтому вопрос о возмездности сделки должен решаться в зависимости от реальных намерений сторон с учетом фактически сложившихся между ними отношений.
К сведению
В пункте п. 9 Письма Президиума ВАС РФ отмечается, что соглашение об уступке права (требования), заключенное между коммерческими организациями, может быть квалифицировано как дарение только в том случае, если будет установлено намерение сторон на безвозмездную передачу права (требования). Отсутствие в сделке уступки права (требования) условия о цене передаваемого права (требования) само по себе не является основанием для признания ее ничтожной как сделки дарения между коммерческими организациями.
Таким образом, хотя цена сделки не является существенным условием договора, стоимость передаваемого права требования лучше все-таки зафиксировать, чтобы между сторонами впоследствии не было разногласий.
При согласовании стоимости предаваемого права сторонам следует исходить не только из того, что дарение между коммерческими организациями запрещено (подп. 4 п. 1 ст. 575 ГК РФ), но и учитывать нормы п. 1 ст. 50 ГК РФ, согласно которым основной целью деятельности коммерческой организации является извлечение прибыли. Если цена передачи права будет явно заниженной, то это обстоятельство само по себе свидетельствует о дарении. Поэтому такой договор уступки в соответствии со ст. 170 ГК РФ может быть признан притворной сделкой и, соответственно, ничтожным (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.06.2015 № Ф01-1396/2015, Определением Верховного суда РФ от 27.01.2016 № 301-ЭС15-12785 отказано в передаче дела в судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда РФ для пересмотра).
Согласие должника и его уведомление
Для перехода к другому лицу прав кредитора согласие должника не требуется, если иное не предусмотрено договором или законом (п. 2 ст. 382 ГК РФ). Например, по обязательству, в котором личность кредитора имеет существенное значение для должника, уступка требования без согласия должника не допускается (п. 2 ст. 388 ГК РФ).
При оценке того, имеет ли личность кредитора в обязательстве существенное значение для должника, необходимо исходить из существа обязательства. Поэтому если стороны установили в договоре, что личность кредитора имеет существенное значение для должника, но это не вытекает из существа обязательства, возникшего на основании данного договора, то подобные условия следует квалифицировать как запрет на уступку прав по договору без согласия должника (п. 10 постановления Пленума Верховного суда РФ от 21.12.2017 № 54 «О некоторых вопросах применения положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации о перемене лиц в обязательстве на основании сделки», далее — Постановление Пленума ВС РФ).
Незакрепление на законодательном уровне обязанности получить согласие должника на переход прав кредитора к иному лицу не означает также, что должника не надо информировать о состоявшейся уступке. Если этого не сделать в письменной форме, то новый кредитор несет риск вызванных этим неблагоприятных для него последствий. Ведь должник, не имея информации о том, что его долг уступлен другому лицу, может исполнить свои обязательства по отношению к первоначальному кредитору. Соответственно, при таких обстоятельствах его обязательства будут считаться исполненными (п. 3 ст. 382 ГК РФ).
Следует отметить, что информировать должника о переуступленных правах может как первоначальный кредитор, так и новый. Но проще это сделать первоначальному кредитору, так как он слияет направить в адрес должника только уведомление (ст. 385 ГК РФ). Если же уведомление должнику направляет новый кредитор, то ему дополнительно к уведомлению необходимо будет представить доказательства перехода права к нему. Более того, Пленум Верховного суда РФ разъяснил, что должник может не исполнять обязательство новому кредитору, пока не получит подтверждения уступки от первоначального кредитора (п. 20 Постановления Пленума ВС РФ).
Необходимо помнить, что уведомление о переходе прав требования должно быть направлено должнику своевременно с тем, чтобы он мог без затруднений определить дату перехода права (п. 21 Постановления Пленума ВС РФ).
Так, если право переходит с момента заключения соглашения об уступке, уведомление надо направить сразу после подписания соглашения.
Если же требование переходит к новому кредитору позднее, например, с момента передачи ему всех документов, то и уведомлять должника нужно после того, как переход состоялся.
Срок перехода уступаемых прав
По общему правилу требование переходит к новому кредитору в момент заключения договора, на основании которого производится уступка (п. 2 ст. 389.1 ГК РФ). Между тем законом или договором может быть установлен иной момент перехода требования.
В частности, стороны вправе установить, что переход требования произойдет по истечении определенного срока или при наступлении согласованного сторонами отлагательного условия. Например, после полной оплаты без необходимости иных соглашений об этом (п. 5 Постановления Пленума ВС РФ) или после передачи всех необходимых документов.
Ответственность сторон договора уступки
Стороны договора уступки имеют взаимные права и обязанности, определяемые действующим законодательством и условиями договора (п. 1 ст. 389.1 ГК РФ).
Так, действующим законодательством установлено, что первоначальный кредитор отвечает перед новым кредитором за недействительность переданного ему требования (п. 1 ст. 390 ГК РФ). Но в то же время он не отвечает за неисполнение этого требования должником, за исключением случая, когда им принято на себя поручительство за должника перед новым кредитором.
Помимо указанного при уступке требования, первоначальным кредитором должны быть соблюдены следующие условия (п. 2 ст. 390 ГК РФ):
-
уступаемое требование существует в момент уступки, если только это требование не является будущим требованием;
-
первоначальный кредитор правомочен совершать уступку;
-
уступаемое требование ранее не было уступлено другому лицу;
-
первоначальный кредитор не совершал и не будет совершать никаких действий, которые могут служить основанием для возражений должника против уступленного требования.
Если же вышеуказанные правила не будут соблюдены, то новый кредитор вправе потребовать от уступающей стороны не только возврата всего переданного по соглашению об уступке, но также и возмещения причиненных убытков (п. 3 ст. 390 ГК РФ).
Передающая сторона также должна передать другой стороне сделки все документы и сообщить сведения, которые относятся к уступаемому требованию (п. 3 ст. 385 ГК РФ). При этом документы, передаваемые в рамках договора уступки, формируются в каждом конкретном случае. Например, если передается требование об оплате поставленного товара, то в состав передаваемых сведений должны входить документы, подтверждающие его отгрузку и принятие покупателем (акт приема-передачи, товарно-транспортная накладная и т.п.). Также в состав передаваемых документов могут войти договоры с приложениями (при их наличии) и акты сверок. Кроме того, принимающей стороне важно получить информацию о возражениях, которые может заявить должник (ст. 386 ГК РФ).
Передачу необходимых сведений следует оформить документально. Например, актом приема-передачи, который будет являться подтверждением исполнения обязанности по передаче документов.
Документы следует передавать в оригинале, чтобы принимающая сторона могла предъявить свои требования к должнику, в том числе и в судебном порядке. Если же право требования передается не в полном объеме, а частично, то оригиналы документов могут понадобиться обеим сторонам. В этом случае стороны могут договориться о том, что передаются не оригиналы документов, а их нотариально заверенные копии. Также можно согласовать представление подлинников документов при необходимости.
Глава 24 ГК РФ, которой регулируются нормы перемены лиц в обязательстве, не содержит особых требований к принимающей стороне. Но это не означает, что у нее нет никаких обязательств перед передающей стороной. Так, одной из основополагающих обязанностей принимающей стороны сделки является оплата в необходимом размере и в сроки, установленные договором. Если же сроки оплаты в договоре не установлены или отсутствует условие, позволяющее определить этот срок, это не означает, что принимающей стороне можно платить тогда, когда заблагорассудится. При таких обстоятельствах следует учитывать нормы ст. 314 ГК РФ: обязательство должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении.