Будущее для экологического налога
Со следующего года планируется введение новой главы части второй Налогового кодекса — «Экологический налог». Соответствующий законопроект подготовил Минфин России.
В разъяснении от 14.08.2018 «По законопроекту об экологическом налоге» специалисты финансового ведомства пояснили, что никакие новые экологические платежи не вводятся. Экологический налог придет на замену действующей сейчас плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Плательщиками этого налога будут признаваться те же лица, которые в настоящее время указаны в ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Это организации и физические лица (в том числе ИП), осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую в соответствии с законодательством РФ в области охраны окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду.
Объектом налогообложения по экологическому налогу будет негативное воздействие на окружающую среду в результате:
— выброса в атмосферный воздух стационарными источниками загрязняющих веществ;
— сброса в водные объекты сточных вод, содержащих такие вещества;
— образования, хранения, захоронения, накопления, размещения отходов производства и потребления каждого класса опасности.
Налоговая база, ставки и порядок перечисления экологического налога соответствуют базе, ставкам и порядку перечисления платы за негативное воздействие на окружающую среду. Также сохранена возможность уменьшить сумму налога на расходы, связанные с реализацией мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду.
Минфин России указал, что целью введения экологического налога является систематизация неналоговых платежей, которые уплачивает бизнес, с целью сделать процесс их уплаты более прозрачным и удобным. Кроме того, это позволит улучшить собираемость экологических платежей, поскольку к неплательщикам могут быть применены меры налоговой, административной и уголовной ответственности, а также механизм принудительного и бесспорного взыскания.
(Проект закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»)
Ужесточение наказания за незаконные азартные игры
Внесены значительные поправки в КоАП РФ, предусматривающие не только увеличение уже существующих штрафов за нарушения в области игорного бизнеса, но и введение новых санкций.
Так, согласно новой редакции ч. 1 ст. 14.1.1 КоАП РФ штраф в размере от 800 тыс. руб. до 1 млн руб. с конфискацией игорного оборудования теперь предусмотрен за организацию и (или) проведение азартных игр:
— с использование оборудования вне игорной зоны;
— без получения лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорной зоны;
— без полученного разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне;
— с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети Интернет) или средств связи (в том числе подвижной связи), за исключением случаев приема интерактивных ставок организаторами азартных игр в букмекерских конторах и (или) тотализаторах.
Кроме того, введена административная ответственность за:
— предоставление помещений для незаконных организации и (или) проведения азартных игр (на основании ч. 1.1 и 1.2 ст. 14.1.1 КоАП РФ штраф составит от 800 тыс. руб. до 1 млн руб., а за повторное нарушение — от 1,5 до 2 млн руб.);
— нахождение лиц, не достигших возраста восемнадцати лет, в игорном заведении либо привлечение организатором азартной игры таких лиц к работе в игорном заведении (на основании ч. 5 ст. 14.1.1 КоАП РФ для компании штраф составит от 300 до 500 тыс. руб., а для должностных лиц — от 30 до 50 тыс. руб.).
Изменения в КоАП РФ начали действовать с 10 августа 2018 г.
Кроме того, с этой же даты вступила в силу новая ст. 171.2 Уголовного кодекса РФ, предусматривающая ответственность за незаконные организацию и проведение азартных игр. Основания для привлечения к уголовной ответственности те же, что и перечислены в ч. 1, 1.1 и 1.2 ст. 14.1.1 КоАП РФ. Размер санкций зависит от степени вины и состава виновных лиц.
Например, наказание по данной норме возможно в виде штрафа от 300 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо в виде обязательных работ на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо ограничения свободы на срок до четырех лет, либо лишения свободы на срок до двух лет.
Если же правонарушение совершено группой лиц по предварительному сговору или сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, штраф увеличивается и составляет от 500 тыс. руб. до 1 млн руб. или взимается в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо виновный наказывается лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.
(Федеральные законы от 29.07.2018 № 237-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и № 227-ФЗ «О внесении изменений в статью 171.2 Уголовного кодекса Российской Федерации»)
За административный проступок имущество компании может быть арестовано
С 14 августа начала действовать новая ст. 27.20 «Арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за незаконное вознаграждение от имени юридического лица» КоАП РФ. Она применяется в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания по ст. 19.28 КоАП РФ. Напомним, что данная норма Кодекса предусматривает ответственность за незаконную передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением.
Обеспечение выражается в аресте имущества юридического лица, допустившего такой административный проступок. Арест имущества заключается в запрете провинившейся организации распоряжаться арестованным имуществом, а при необходимости — в установлении ограничений, связанных с владением и пользованием таким имуществом. При этом допускается арест денежных средств, находящихся во вкладах и на счетах в банках или иных кредитных организациях, если у компании отсутствует иное имущество.
(Федеральный закон от 03.08.2018 № 298-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»)
Внесены изменения в валютное законодательство
Как известно, валютные операции между резидентами запрещены. Исключения перечислены в п. 1 ст. 9 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Теперь в этот перечень включены операции, предусматривающие перевод иностранной валюты с открытых в уполномоченных банках счетов резидентов, лицевые счета которым в соответствии с бюджетным законодательством РФ открыты в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление в соответствии с законодательством РФ правоприменительных функций по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассового обслуживания исполнения бюджетов, на счета, открытые указанному федеральному органу исполнительной власти в уполномоченных банках (в валюте, в которой открыты такие счета), либо на счета, открытые в уполномоченных банках федеральным государственным органам, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Изменения начали действовать с 30 августа 2018 г.
Кроме того, с 10 августа 2018 г. вступила в силу новая редакция ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Законодатели расширили список случаев, когда резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту РФ, дополнив указанную норму новым подп. 11. Это стало возможным при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из договоров об оказании услуг международной электросвязи, включая услуги международного роуминга, между нерезидентом и резидентом, являющимися операторами международной электросвязи, в том числе если расчеты между ними осуществляются с участием специализированных расчетных организаций, зарегистрированных на территориях государств — членов Международного союза электросвязи.
(Федеральные законы от 29.07.2018 № 247-ФЗ «О внесении изменения в статью 9Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и № 248-ФЗ «О внесении изменения в статью 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»)
Когда можно не платить госпошлину за регистрацию компании
Законодатели внесли поправки в п. 2 ст. 333.35 НК РФ, которые вступят в силу со следующего года.
Указанная норма Кодекса дополняется новым подп. 32. В нем сказано, что государственная пошлина не будет взиматься за совершение юридически значимых действий, предусмотренных подп. 1, 3, 6 и 7 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, в случаях направления в регистрирующий орган документов, необходимых для совершения таких юридически значимых действий, в форме электронных документов в порядке, установленном законодательством РФ о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
(Федеральный закон от 29.07.2018 № 234-ФЗ «О внесении изменения в статью 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»)
Коэффициенты-дефляторы по НДПИ
Ставки по налогу на добычу полезных ископаемых, установленные в подп. 12—15 п. 2 ст. 342 НК РФ, умножаются, в том числе на коэффициенты-дефляторы. Размер данных коэффициентов определяет Минэкономразвития России (п. 2 постановления Правительства РФ от 03.11.2011 № 902).
Минэкономразвития России установило на III квартал 2018 г. коэффициенты-дефляторы в следующих размерах:
— на антрацит — 1,134;
— на уголь коксующийся — 1,120;
— на уголь бурый — 1,006;
— на уголь, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого, — 1,021.
(Приказ Минэкономразвития России от 18.07.2018 № 374 «О коэффициентах-дефляторах к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля»)
МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам»
Специалисты Минфина России не только уточнили отдельные положения стандарта, но и внесли новые нормы. Так, в него включены:
— п. 101А, устанавливающий порядок признания и оценки стоимости услуг прошлых периодов или прибыли (убытка) от погашений обязательств по программе, когда происходит изменение этой программы, ее сокращение или полное погашение обязательств по ней;
— п. 122А, устанавливающий порядок определения стоимости услуг текущего периода;
— п. 123А, устанавливающий порядок определения чистой величины процентов.
В обязательном порядке документ применяется с 2019 г., а в добровольном — с 31 июля 2018 г.
(Приказ Минфина России от 12.07.2018 № 153н «О введении документа Международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации», зарегистрирован в Минюсте России 30.07.2018 № 51736)
Для контролируемых сделок введена новая форма уведомления
Согласно п. 2 ст. 105.16 НК РФ уведомления о контролируемых сделках направляются налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (месту его жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки. Форму, формат и порядок заполнения уведомления утверждает ФНС России.
Налоговая служба выпустила новую форму уведомления. Ее нужно применять в отношении сделок, совершенных в календарном году, обязанность уведомления о которых наступила после 25 августа 2018 г. При этом ранее применявшаяся форма (утверждена приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@) отменена.
(Приказ ФНС России от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@ «Об утверждении формы уведомления о контролируемых сделках, формата представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме, порядка заполнения формы уведомления о контролируемых сделках, а также порядка представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме и признании утратившим силу приказа ФНС России от 27 июля 2012 г. № ММВ-7-13/524@», зарегистрирован в Минюсте России 13.08.2018 № 51864)
Таможенная декларация для подтверждения нулевой ставки НДС
Налоговики выпустили разъяснения о представлении в налоговый орган таможенной декларации на бумаге для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки по НДС. Вот что они сообщили.
При реализации товаров на экспорт для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС в налоговые органы представляется в том числе таможенная декларация (ее копия) в общем случае с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории РФ и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией (п. 1 ст. 165 НК РФ).
При таможенном декларировании и выпуске товаров в электронной форме налогоплательщик для целей подтверждения нулевой ставки либо при истребовании налоговым органом декларации на товары может представить в налоговый орган распечатанную на бумажном носителе копию электронной декларации на товары, содержащую сведения, свидетельствующие о выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта. При этом последующее проставление таможенными органами соответствующих отметок о выпуске товаров в таможенной процедуре экспорта на такой копии декларации на товары не требуется.
Копию электронной декларации налогоплательщик может распечатать на бумажном носителе из личного кабинета участника внешнеэкономической деятельности либо с помощью используемых им программных средств, имеющих доступ к Единой автоматизированной информационной системе таможенных органов.
В налоговый орган указанная бумажная копия декларации представляется заверенной налогоплательщиком и с отметками российского таможенного органа места убытия.
(Письмо ФНС России от 31.07.2018 № СД-4-3/14795@ «О документальном подтверждении нулевой ставки налога на добавленную стоимость»)
Одинаковые основания не мешают продлить выездную проверку
Согласно п. 6 ст. 89 НК РФ срок выездной проверки не может превышать двух месяцев. Он может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести. Специалисты ФНС России считают, что одинаковое основание для продления срока проведения выездной проверки сначала до четырех, а затем до шести месяцев не свидетельствует о неправомерности последнего.
К такому выводу пришли налоговики при рассмотрении жалобы налогоплательщика. В компании проводилась выездная поверка, срок которой был продлен до четырех месяцев, а затем до шести месяцев в связи с объемом проверяемых документов и проводимыми контрольными мероприятиями. Компания не согласилась со вторым продлением, решив, что такое увеличение срока незаконно, так как в качестве его обоснования указаны те же обстоятельства, что и ранее, а это противоречит «исключительному случаю».
По мнению специалистов ФНС России, многообразие ситуаций, когда налоговым органам требуется дополнительное время для завершения выездной проверки, обуславливает наличие открытого перечня оснований для ее продления. Необходимость и сроки продления выездной проверки определяются в зависимости от фактических обстоятельств конкретного дела, а принятие такого решения находится под контролем вышестоящего налогового органа.
Налоговая служба также отметила, что аналогичной позиции придерживается и Конституционный суд РФ (Определение от 09.11.2010 № 1434-О-О). Поэтому в данном случае решение о продлении проверки до шести месяцев является законным, так как направлено на обеспечение проведения наиболее полного и всестороннего налогового контроля.
(Информация ФНС России <О правомерности продления срока проведения выездной проверки по аналогичным основаниям>)