Аналитики оценивают окончательный вариант нового проекта федерального бюджета на 2019—2021 гг. (первое чтение запланировано на 24 октября, последнее ожидается в конце ноября) как ультраосторожный и практически исключающий серьезные изменения в сложившейся практике хозяйствования. До сих пор эта практика не приводила к заметному росту экономики, мало надежд на позитивные измения появляется и после чтения главного финансового документа страны. Главным драйвером роста (и основным инвестором в различные проекты) остается государство.
Это, констатируют аналитики BCS Global Markets, первый план правительства после президентского указа в мае 2018 г., в котором Владимир Путин призвал совершить дополнительные усилия для ускорения экономического роста и улучшения инфраструктуры и социальных услуг. Новый бюджет затрагивает некоторые проблемы, связанные с ростом, считают аналитики BCS Global Markets, но его основная функция— все-таки сохранение ультраконсервативной фискальной политики.
Аналитики BCS Global Markets делают три ключевых вывода по прочтении проекта бюджета.
Вывод первый: ребалансировка бюджета, сохранение профицита
Федеральные доходы в ближайшие три года останутся в диапазоне 17,2—18,7% ВВП, что выше первоначального обещания правительства сделать их менее 17%. В основе нового бюджета лежит новая правовая база, которая ориентирована на значительное увеличение государственных доходов за счет следующих шагов:
1. Повышение налога на добавленную стоимость с 18 до 20% должно приносить в бюджет дополнительно по 500—600 млрд в год в ближайшие три года.
2. Завершение налогового маневра в нефтяной отрасли — он увеличит доходы на 220—250 млрд руб. в год в 2020—2021 гг.
3. Более высокая индексация коммунальных тарифов: в следующем году предстоит два повышения — в январе и июле.
4. Правительство также планирует значительно нарастить поток доходов в виде дивидендов от крупных государственных компаний: в 2019 г. эта статья должна обеспечить 588 млрд руб. государственных доходов, что более чем в два раза больше, чем в 2017 г., когда было 279 млрд руб.
Тут основную часть роста должен обеспечить «Газпром», однако аналитики BCS Global Markets по-прежнему скептически относятся к тому, что компания будет придерживаться 50-процентного коэффициента выплаты дивидендов в 2019 г., когда некоторые основные стратегические проекты должны быть завершены.
Что касается расходов, новый бюджет включает новую пенсионную систему с более высоким пенсионным возрастом. Существенной уступкой, на которую пошли власти в пенсионной реформе, стало обязательство поднять пенсии по возрасту для действующих и новых пенсионеров — на 7,05% в 2019 г., 6,6% в 2020 г. и 6,3% в 2021 г. Таким образом, на начальном этапе реформы сэкономленные в результате повышения пенсионного возраста средства бюджета должны быть перенаправлены на увеличение выплат пенсионерам. Однако с 2021 г. бюджет получит возможность сократить субсидии в пенсионную систему на сумму порядка 160 млрд руб. в год.
Исходя из официального макроэкономического прогноза Минэкономразвития, который предполагает рост экономики России в ближайшие три года на 1,3—3,1% в годовом выражении и цену на нефть марки Urals в диапазоне 58—64 долл. за баррель, планируется свести новый бюджет со значительным профицитом в размере 1,8% ВВП в 2019 г. с его последующем снижением до 0,8% к 2021 г. Но поскольку цена на нефть, используемая для исполнения бюджета, будет установлена в промежутке 42—43 долл. за баррель (это следствие бюджетного правила), правительство сможет откладывать существенные суммы для российского суверенного фонда — Фонда национального благосостояния (ФНБ).
Ожидается, что по достижении 7,4% ВВП в 2019 г. ФНБ вырастет до 10,3% ВВП в 2020 г. и до 12% в 2021 г.
Из-за «отвязки» бюджета от цен на нефть ненефтяной дефицит, вероятно, сократится с 7,3% в 2018 г. до 6% в 2019—2021 гг., в то время как цена на нефть сорта Urals, необходимая для сбалансированного бюджета, снизится с 67 долл. за баррель в 2017 г. и 55 долл. в 2018 г. до 48 долл. за баррель в 2019 г.
Вывод второй: небольшой рост некоторых статей социальных расходов
В бюджете заметно смещение расходов от обороны к социальным статьям. После требования президента В. Путина модернизировать инфраструктуру и социальные услуги в соответствии с его майским указом правительство внесло некоторые коррективы в план расходов на следующие три года. Доля бюджетных средств, предназначенная для обороны и правоохранительных органов, уменьшится с 3 и 2,1% ВВП в 2019 г. до 2,7 и 2% в 2021 г. соответственно. В то же время доля расходов на образование останется прежней — 0,7—0,8% ВВП, на здравоохранение — вырастет с 0,6 до 0,7% ВВП. Но совокупные расходы на социальную политику в новом бюджете сократятся с 4,6% ВВП в 2019 г. до 4% в 2021 г.
Вывод третий: новые приоритеты — инфраструктура и Фонд развития
Самым большим изменением в новом бюджете станет существенное увеличение средств, выделяемых на различные инфраструктурные проекты. Правительство планирует профинансировать в общей сложности 12 национальных проектов, которые обойдутся в 13,1 трлн руб. в ближайшие 6 лет, или в 5,5 трлн руб. в рассматриваемый период 2019—2021 гг. В настоящее время в правительстве рассматривается около 200 проектов, большинство из которых связаны с модернизацией или строительством автодорожной инфраструктуры в различных частях России. Как ожидается, финансирование этих проектов будет производиться напрямую из бюджета; прочие источники будут включать Фонд развития, а также частные инвестиции.
Окончательный список одобренных проектов пока не известен — правительство должно представить четкий план к 1 октября. В числе обсуждающихся крупных проектов можно выделить строительство дорог, входящих в транспортного коридора из Европы в Западный Китай (общая стоимость 560 млрд руб., из бюджета будет выделено 361 млрд руб.), трасса Москва — Поволжье (бюджетное финансирование может составить 345 млрд руб.), скоростные трассы, соединяющие Москву с Казанью и Екатеринбург — с Челябинском (около 350 млрд руб. поступят из бюджета).
Чтобы финансово содействовать исполнению национальных проектов, правительство также приняло решение создать специальную структуру — Фонд развития, который будет финансироваться за счет нового госдолга: в 2019—2021 гг. власти намерены привлечь в фонд в общей сложности 1,5 трлн руб. (из них 411 млрд руб. в 2019 г.) и еще 2 трлн руб. в 2022—2024 гг. Портфель фонда включает более 150 различных проектов, в том числе строительство дорожной инфраструктуры и инфомационно-технологических сетей, предоставление субсидий сельскохозяйственному сектору, поддержку предприятий малого и среднего бизнеса, модернизацию региональных аэропортов на Севере.
Таким образом, можно сделать вывод, что главной задачей Фонда развития является надзор за расходованием бюджетных средств, с чем существующие госструктуры не всегда справляются эффективно.
Основные параметры нового бюджета на 2019-2021 годы, в текущих рублях, млрд
|
2019 |
2020 |
2021 |
---|---|---|---|
Доходы |
19948 |
20195 |
20953 |
Нефтегазовые доходы |
8254 |
7973 |
8052 |
Нефтегазовый профицит(по бюджетному правилу) |
3369 |
2777 |
2632 |
Ненефтегазовые доходы |
11694 |
12222 |
12 901 |
Приватизация |
13 |
11 |
0 |
Расхды |
18063 |
19012 |
20044 |
Социальная сфера |
4885 |
4920 |
4754 |
Образование |
827 |
844 |
878 |
Здравоохранение |
656 |
919 |
856 |
Оборона |
2914 |
3019 |
3160 |
Безопасность |
2254 |
2252 |
2318 |
Национальная экономика |
2639 |
2551 |
2776 |
Государственные вопросы |
1402 |
1425 |
1536 |
Субсидии Пенсионному фонду России |
3320 |
3410 |
3310 |
Обслуживание долга |
900 |
1008 |
1138 |
Трансферты в регионы |
2074 |
2137 |
2009 |
Профицит |
1884 |
1183 |
908 |
Валовый государственный долг |
16209 |
18138 |
20093 |
Внутренний долг |
12075 |
14000 |
15732 |
Новый государственный долг |
2473 |
2421 |
2606 |
Погашение долга |
720 |
580 |
985 |
Фонд национального благосостояния, конец периода |
7809 |
11370 |
14180 |
Годовой прирост ФНБ |
3423 |
2740 |
2355 |
ФНБ, % ВВП |
7,4 |
10,3 |
12,0 |
Источник: Минфин |