Новый бюджет: главное – осторожность

| статьи | печать

Аналитики оценивают окончательный вариант нового проекта федерального бюджета на 2019—2021 гг. (первое чтение запланировано на 24 октября, последнее ожидается в конце ноября) как ультраосторожный и практически исключающий серьезные изменения в сложившейся практике хозяйствования. До сих пор эта практика не приводила к заметному росту экономики, мало надежд на позитивные измения появляется и после чтения главного финансового документа страны. Главным драйвером роста (и основным инвестором в различные проекты) остается государство.

Это, констатируют аналитики BCS Global Markets, первый план правительства после президентского указа в мае 2018 г., в котором Владимир Путин призвал совершить дополнительные усилия для ускорения экономического роста и улучшения инфраструктуры и социальных услуг. Новый бюджет затрагивает некоторые проблемы, связанные с ростом, считают аналитики BCS Global Markets, но его основная функция— все-таки сохранение ультраконсервативной фискальной политики.

Аналитики BCS Global Markets делают три ключевых вывода по прочтении проекта бюджета.

Вывод первый: ребалансировка бюджета, сохранение профицита

Федеральные доходы в ближайшие три года останутся в диапазоне 17,2—18,7% ВВП, что выше первоначального обещания правительства сделать их менее 17%. В основе нового бюджета лежит новая правовая база, которая ориентирована на значительное увеличение государственных доходов за счет следующих шагов:

1. Повышение налога на добавленную стоимость с 18 до 20% должно приносить в бюджет дополнительно по 500—600 млрд в год в ближайшие три года.

2. Завершение налогового маневра в нефтяной отрасли — он увеличит доходы на 220—250 млрд руб. в год в 2020—2021 гг.

3. Более высокая индексация коммунальных тарифов: в следующем году предстоит два повышения — в январе и июле.

4. Правительство также планирует значительно нарастить поток доходов в виде дивидендов от крупных государственных компаний: в 2019 г. эта статья должна обеспечить 588 млрд руб. государственных доходов, что более чем в два раза больше, чем в 2017 г., когда было 279 млрд руб.

Тут основную часть роста должен обеспечить «Газпром», однако аналитики BCS Global Markets по-прежнему скептически относятся к тому, что компания будет придерживаться 50-процентного коэффициента выплаты дивидендов в 2019 г., когда некоторые основные стратегические проекты должны быть завершены.

Что касается расходов, новый бюджет включает новую пенсионную систему с более высоким пенсионным возрастом. Существенной уступкой, на которую пошли власти в пенсионной реформе, стало обязательство поднять пенсии по возрасту для действующих и новых пенсионеров — на 7,05% в 2019 г., 6,6% в 2020 г. и 6,3% в 2021 г. Таким образом, на начальном этапе реформы сэкономленные в результате повышения пенсионного возраста средства бюджета должны быть перенаправлены на увеличение выплат пенсионерам. Однако с 2021 г. бюджет получит возможность сократить субсидии в пенсионную систему на сумму порядка 160 млрд руб. в год.

Исходя из официального макроэкономического прогноза Минэкономразвития, который предполагает рост экономики России в ближайшие три года на 1,3—3,1% в годовом выражении и цену на нефть марки Urals в диапазоне 58—64 долл. за баррель, планируется свести новый бюджет со значительным профицитом в размере 1,8% ВВП в 2019 г. с его последующем снижением до 0,8% к 2021 г. Но поскольку цена на нефть, используемая для исполнения бюджета, будет установлена в промежутке 42—43 долл. за баррель (это следствие бюджетного правила), правительство сможет откладывать существенные суммы для российского суверенного фонда — Фонда национального благосостояния (ФНБ).

Ожидается, что по достижении 7,4% ВВП в 2019 г. ФНБ вырастет до 10,3% ВВП в 2020 г. и до 12% в 2021 г.

Из-за «отвязки» бюджета от цен на нефть ненефтяной дефицит, вероятно, сократится с 7,3% в 2018 г. до 6% в 2019—2021 гг., в то время как цена на нефть сорта Urals, необходимая для сбалансированного бюджета, снизится с 67 долл. за баррель в 2017 г. и 55 долл. в 2018 г. до 48 долл. за баррель в 2019 г.

Вывод второй: небольшой рост некоторых статей социальных расходов

В бюджете заметно смещение расходов от обороны к социальным статьям. После требования президента В. Путина модернизировать инфраструктуру и социальные услуги в соответствии с его майским указом правительство внесло некоторые коррективы в план расходов на следующие три года. Доля бюджетных средств, предназначенная для обороны и правоохранительных органов, уменьшится с 3 и 2,1% ВВП в 2019 г. до 2,7 и 2% в 2021 г. соответственно. В то же время доля расходов на образование останется прежней — 0,7—0,8% ВВП, на здравоохранение — вырастет с 0,6 до 0,7% ВВП. Но совокупные расходы на социальную политику в новом бюджете сократятся с 4,6% ВВП в 2019 г. до 4% в 2021 г.

Вывод третий: новые приоритеты — инфраструктура и Фонд развития

Самым большим изменением в новом бюджете станет существенное увеличение средств, выделяемых на различные инфраструктурные проекты. Правительство планирует профинансировать в общей сложности 12 национальных проектов, которые обойдутся в 13,1 трлн руб. в ближайшие 6 лет, или в 5,5 трлн руб. в рассматриваемый период 2019—2021 гг. В настоящее время в правительстве рассматривается около 200 проектов, большинство из которых связаны с модернизацией или строительством автодорожной инфраструктуры в различных частях России. Как ожидается, финансирование этих проектов будет производиться напрямую из бюджета; прочие источники будут включать Фонд развития, а также частные инвестиции.

Окончательный список одобренных проектов пока не известен — правительство должно представить четкий план к 1 октября. В числе обсуждающихся крупных проектов можно выделить строительство дорог, входящих в транспортного коридора из Европы в Западный Китай (общая стоимость 560 млрд руб., из бюджета будет выделено 361 млрд руб.), трасса Москва — Поволжье (бюджетное финансирование может составить 345 млрд руб.), скоростные трассы, соединяющие Москву с Казанью и Екатеринбург — с Челябинском (около 350 млрд руб. поступят из бюджета).

Чтобы финансово содействовать исполнению национальных проектов, правительство также приняло решение создать специальную структуру — Фонд развития, который будет финансироваться за счет нового госдолга: в 2019—2021 гг. власти намерены привлечь в фонд в общей сложности 1,5 трлн руб. (из них 411 млрд руб. в 2019 г.) и еще 2 трлн руб. в 2022—2024 гг. Портфель фонда включает более 150 различных проектов, в том числе строительство дорожной инфраструктуры и инфомационно-технологических сетей, предоставление субсидий сельскохозяйственному сектору, поддержку предприятий малого и среднего бизнеса, модернизацию региональных аэропортов на Севере.

Таким образом, можно сделать вывод, что главной задачей Фонда развития является надзор за расходованием бюджетных средств, с чем существующие госструктуры не всегда справляются эффективно.

Основные параметры нового бюджета на 2019-2021 годы, в текущих рублях, млрд

2019

2020

2021

Доходы

19948

20195

20953

Нефтегазовые доходы

8254

7973

8052

Нефтегазовый профицит(по бюджетному правилу)

3369

2777

2632

Ненефтегазовые доходы

11694

12222

12 901

Приватизация

13

11

0

Расхды

18063

19012

20044

Социальная сфера

4885

4920

4754

Образование

827

844

878

Здравоохранение

656

919

856

Оборона

2914

3019

3160

Безопасность

2254

2252

2318

Национальная экономика

2639

2551

2776

Государственные вопросы

1402

1425

1536

Субсидии Пенсионному фонду России

3320

3410

3310

Обслуживание долга

900

1008

1138

Трансферты в регионы

2074

2137

2009

Профицит

1884

1183

908

Валовый государственный долг

16209

18138

20093

Внутренний долг

12075

14000

15732

Новый государственный долг

2473

2421

2606

Погашение долга

720

580

985

Фонд национального благосостояния, конец периода

7809

11370

14180

Годовой прирост ФНБ

3423

2740

2355

ФНБ, % ВВП

7,4

10,3

12,0

Источник: Минфин