Нефтяной рынок снова оказался в ситуации, когда динамику котировок определяют не реальные рыночные факторы, а различные высказывания игроков. С понедельника, 24 сентября, цены на нефть принялись бить рекорды, поднявшись до максимума за четыре года — цена барреля марки Brent закрепилась выше отметки 81 долл.
В выходные, 22—23 сентября, состоялась встреча представителей Саудовской Аравии, России и других нефтедобывающих стран, участвующих в соглашении ОПЕК и не ОПЕК об ограничении добычи нефти, и на этой встрече обсуждалось, стоит ли менять нынешнюю расстановку добывающих сил. В последовавших заявлениях официальные лица говорили об удовлетворении текущими ценами и отсутствии желания увеличивать добычу.
Как указывает Норберт Рюкер, руководитель группы исследований сырьевых рынков швейцарского банка Julius Baer, на рынке растут опасения, что предложение нефти начнет сокращаться, потому что рынку не удается получить однозначного сигнала, будут ли США вводить эмбарго против Ирана и запрещать ему продавать нефть на мировом рынке. Нервозность, разумеется, толкает цены вверх. Растущие цены повышают нагрузку на американских потребителей, стоимость бензина в Соединенных Штатах приближается к 3 долл. за галлон, чего давно уже не было. Все это плохо влияет на популярность и без того не слишком популярной администрации Дональда Трампа, — а ведь страна готовится к промежуточным выборам в Конгресс, и заявления нефтепроизводителей находят отражение в твитах президента Трампа. Белый дом демонстрирует беспокойство высокими ценами на энергоносители и может перейти к более решительным действиям, чем публикации твитов, — к примеру, раскупорить стратегические запасы углеводородов, как некогда поступал президент Билл Клинтон. Но по иронии судьбы именно намерение США ввести эмбарго на иранскую нефть повышает котировки.
С фундаментальной точки зрения, объясняет Норберт Рюкер, не стоит ожидать заметного сокращения предложения нефти после введения эмбарго на иранское сырье. Китай и другие страны — потребители нефти — выступают против политики Вашингтона, продолжают покупать иранскую нефть и продолжат покупать ее, несмотря на эмбарго. Нефтедобывающие страны увеличили добычу в летние месяцы и готовы нарастить ее еще больше. Инфраструктурные проблемы лишь незначительно сдерживают сланцевый бум, а некоторые «бутылочные горлышки» в системе американских трубопроводов вскоре (и раньше объявленных сроков) будут устранены. Кроме того, сочетание высоких цен на нефть и сильного доллара приводит к ускорению инфляции на развивающихся рынках, что будет замедлять рост глобального спроса на нефть в ближайшие месяцы.
Схожее мнение в еженедельном комментарии высказывают и аналитики Альфа-банка. Они указывают, что на рынке усиливаются опасения, что возникнет дефицит предложения нефти, и поэтому прогноз цен на нефть по-прежнему оптимистичен. Аналитики ссылаются на прогноз, недавно опубликованный инвестиционным банком JP Morgan, согласно которому цена барреля нефти сорта Brent в VI квартале достигнет 85 долл., но может подскочить и до 90 долл. «Ситуация ухудшается», — приводит Альфа-банк комментарий Международного энергетического агентства, оно также предсказывает повышение цены.