Для достижения целей национального развития в отрасли сельского хозяйства, определенных майским указом Президента, требуется более системная и качественная работа Минсельхоза, других органов исполнительной власти и участников рынка. Такое заявление сделал аудитор Счетной палаты Бато-Жаргал Жамбалнимбуев, выступая на пленарном заседании Государственной Думы в рамках «правительственного часа».
Рассказывая об основных результатах реализации госпрограммы развития сельского хозяйства в 2017 г. и истекшие месяцы текущего года, аудитор напомнил, что в 2018 г. на ее исполнение федеральным бюджетом было предусмотрено 238 млрд руб., в том числе Минсельхозу России — 212 млрд руб. «По итогам 2017 г. не использовано и возвращено в федеральный бюджет около 5% средств — 12,2 млрд руб. Из них 5,4 млрд руб. — это средства, предусмотренные на льготное кредитование, и 4,8 млрд руб. — на субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам. Когда принимался закон о федеральном бюджете на 2017 г. и плановый период 2018—2019 гг., под заявленные суммы имелись соответствующие обоснования. Однако они оказались неточными, и недоработка министерства и регионов очевидна», — подчеркнул аудитор.
В целом кассовое исполнение расходов по госпрограмме на 12 сентября 2018 г. составило 132,8 млрд руб., или 52,4% . Вместе с тем отмечено низкое кассовое исполнение по подпрограмме «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» — всего 30,6%. «При этом, по данным Минсельхоза, на середину августа 2018 г. обеспеченность техникой для проведения сезонных полевых работ по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. сократилась по тракторам на 1%, по кормоуборочным комбайнам — на 4,9%», — констатировал аудитор СП.
Он отметил, что в 2017 г. Минсельхоз не воспользовался механизмом закупочных интервенций, а также льготными перевозками. В результате среднегодовая цена составила около 7400 руб. за тонну, или 88,6%, к 2016 г. Многие производители зерна балансировали на грани рентабельности.