Правительство определилось с приоритетами в области развития лесного комплекса. По словам главы Кабинета министров Дмитрия Медведева, в первую очередь необходимо беречь леса, защищать их от пожаров и прочих неблагоприятных факторов, наладить систему их восстановления. Вместе с тем лесной промышленности необходимо ориентироваться на глубокую переработку древесины, чтобы на внутренний рынок, на экспорт поступали мебель и картон, бумага и строительные материалы, химические продукты на основе лесохимии, а не просто круглый лес. Эти задачи отражены в подписанной премьером 20 сентября Стратегии развития лесного комплекса до 2030 г.
Леса России занимают более 20% площади мирового лесного покрова, но и вырубка их идет весьма активно, порой вопреки задачам национального проекта в области экологии. «Поэтому недавно был принят закон, который устанавливает правило: гектар вырубил — гектар восстановил. Это обязательное условие, за нарушение которого грозит административная ответственность», — напомнил Д. Медведев на совещании с вице-премьерами.
Он подчеркнул, что в новой стратегии развития лесного комплекса до 2030 г. закладываются приоритеты развития отрасли. В первую очередь, по мнению властей, необходимо беречь леса, защищать их от пожаров и прочих неблагоприятных факторов, наладить систему их восстановления.
В тексте стратегии говорится, что в последние десятилетия наблюдается устойчивая тенденция к увеличению повреждения лесов и потерь лесных ресурсов от пожаров и вредных организмов. При этом совокупный ущерб от воздействия всех неблагоприятных факторов на леса значительно превышает величину общих расходов на их охрану, защиту и воспроизводство.
Две трети лесов утеряно из-за пожаров
По многолетним наблюдениям, около 60% площади погибших лесов связано с воздействием лесных пожаров, 25% — с погодными явлениями и 15% — с вредителями и болезнями леса. Причиной свыше 70% лесных пожаров является антропогенный фактор.Наиболее проблемными в отношении горимости лесов на протяжении многих лет остаются Иркутская и Амурская области, Приморский край, Ямало-Ненецкий автономный округ, Хабаровский, Забайкальский и Красноярский края, Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия) и Республика Тыва. До настоящего времени в большинстве субъектов РФ отсутствует комплексное противопожарное обустройство территорий. «Финансирование охраны лесов от пожаров за счет средств федерального бюджета составляет в среднем 4,6 млрд руб., что примерно в 2 раза меньше необходимого. Уменьшилось количество летных часов, и, как следствие, сократилась кратность авиапатрулирования лесов», — отметили авторы стратегии.
По их мнению, при существующем уровне финансового обеспечения доведение кратности авиапатрулирования до нормативной невозможно без перехода на эксплуатацию современных воздушных судов с низкой стоимостью летного часа.
Объемы лесоразведения сведены к минимуму
Начиная с 2011 г. площадь сплошных рубок устойчиво превышает площадь лесов, на которых осуществляется лесовосстановление. За 2011—2016 гг. накопленная площадь невосстановленных вырубок составила около 0,5 млн га.
«Сократившись почти в 2 раза за последние 20 лет, ежегодные объемы лесовосстановления стабилизировались на уровне 800—900 тыс. га. Из-за несоблюдения агротехники выращивания созданных лесных культур отмечается их высокая гибель в период до перевода в покрытую лесом площадь», — говорится в тексте стратегии. Авторы документа обеспокоены тем, что потребность созданных лесных культур в агротехнических уходах удовлетворяется только наполовину. При этом арендаторы лесных участков недостаточно заинтересованы в воспроизводстве лесов, эффективном использовании лесосеки и развитии лесной инфраструктуры.
Преобладающим способом лесовосстановления является содействие естественному восстановлению, при этом плановая обеспеченность восстанавливаемых лесов рубками ухода в молодняках составляет 43%, фактическая — 31%. Низкая обеспеченность создаваемых культур рубками ухода приводит к их гибели.
При этом остается невысокой (в среднем 22%) по сравнению с зарубежными странами доля искусственного лесовосстановления в общем его объеме. По мнению отраслевых чиновников, в целом действующая система воспроизводства лесов не обеспечивает сбалансированности площадей лесовосстановления и выбытия лесов. В 2016 г. лесовосстановление выполнено на площади 842,7 тыс. га, в том числе на арендованных лесных участках — на площади 687,1 тыс. га.
В связи с размещением инфраструктурных объектов ежегодно выбывают леса на площади более 140 тыс. га. При этом компенсационное лесовосстановление или лесоразведение в настоящее время и вовсе сведено к минимуму и осуществляются на площади около 13 тыс. га на землях различного целевого назначения. Так, во многих субъектах РФ эти работы прекращены практически полностью, в том числе в регионах, нуждающихся в защите почв от эрозии (Астраханская, Волгоградская, Тамбовская области и др.). В документе по развитию отрасли говорится, что для поддержания лесистости территорий, в первую очередь в засушливых условиях, а также для защиты их от водной и ветровой эрозии, опустынивания и деградации почв необходимо создание лесных насаждений на землях лесного фонда и землях иных категорий, на которых ранее леса не произрастали.
Второй наиважнейшей задачей для лесного комплекса после защиты и восстановления, по мнению главы Кабинета министров, является создание современной высокотехнологичной лесной промышленности. «Надо ориентироваться на глубокую переработку древесины, чтобы на внутренний рынок, на экспорт поступали мебель и картон, бумага и строительные материалы, химические продукты на основе лесохимии, а не просто круглый лес, как это у нас очень часто происходит. Конечно, потребуется время, в том числе и для привлечения инвестиций. Но в целом к 2030 г. в соответствии со стратегией должна возникнуть не одна, а целая группа конкурентоспособных отраслей», — заявил премьер.
К слову, заготовка древесины в настоящее время является наиболее распространенным видом использования лесов как по площади, так и по объему платежей в бюджетную систему. Запасы древесины в России составляют 82,8 млрд куб. метров. Величина ежегодной расчетной лесосеки составляет 704 млн куб. метров.
При этом значительная часть фактически осваиваемых и перспективных к освоению лесных ресурсов не обеспечена целлюлознобумажными комбинатами или иными потребителями низкокачественной древесины, возможности и стимулы к использованию такой древесины и древесных отходов на топливные нужды ограничены. Это во многих случаях делает нецелесообразными использование расчетной лесосеки по лиственным породам в пределах арендованных лесных участков и вывозку заготовленного хлыста в полном объеме, приводит к фактической потере значительной части заготавливаемых ресурсов и увеличению за счет этого конечной себестоимости (снижению конкурентоспособности) заготовленного леса.
Еще одна проблема развития целлюлозно-бумажной промышленности — низкая собираемость макулатуры, которая в России составляет 20—30%. Развитые страны широко применяют макулатурное сырье в целлюлозно-бумажной промышленности. Например, уровень сбора и переработки макулатуры в Европе достигает 70—80% от объема образования, при этом уровень захоронения макулатуры в европейском регионе является крайне низким — до 5%. Европейскому рынку присуща высокая оборачиваемость макулатуры — 5—6 циклов переработки вторичного сырья. За последние 10 лет доля макулатурного картона в Европе выросла на 10% и достигла 75%.
Несмотря на существующие проблемы, к 2030 г. власти планируют существенно увеличить вклад лесного комплекса в экономику страны. Глава Минпромторга Денис Мантуров обозначил направления, ставшие приоритетными при разработке документа. По его словам, к 2030 г. уровень общемирового спроса на целлюлозу вырастет до 17 млн тонн в год, и Россия может укрепиться на этом рынке, создав новые целлюлозно-бумажные мощности.
Помимо этого, имеются перспективы для увеличения объемов производства санитарно-гигиенических изделий, так как ежегодный рост их потребления составляет 6%, а к 2030 г., по прогнозам, он увеличится в 2,5 раза. Кроме того, важнейшим направлением развития отрасли является развитие деревянного домостроения и переработка древесных отходов в биотопливо, считают в министерстве.
По прогнозу промышленно-торгового ведомства, в результате реализации Стратегии к 2030 г. будет наблюдаться прирост добавленной стоимости, создаваемой предприятиями отрасли, в размере до 676 млрд руб. (в постоянных ценах), а также увеличение вклада лесного комплекса в валовый внутренний продукт с 0,5% до 1%. Численность персонала, занятого в лесном комплексе, вырастет с 500 до 820 тыс. человек. Налоговые поступления в бюджеты бюджетной системы РФ вырастут с 91 до 189 млрд руб. (в постоянных ценах).
Показатели развития лесной промышленности в инерционном (И), базовом (Б) и стратегическом (С) сценариях в ценах 2016 г.
Сценарий |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2030 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Импорт продукции лесного комплекса, млрд руб. |
|||||||||||
И |
205 |
188 |
190 |
192 |
193 |
195 |
196 |
198 |
200 |
201 |
210 |
Б |
205 |
189 |
191 |
193 |
195 |
197 |
199 |
201 |
203 |
205 |
215 |
С |
205 |
189 |
191 |
193 |
195 |
197 |
199 |
201 |
203 |
205 |
215 |
Экспорт переработанной продукции лесного комплекса, млрд руб. |
|||||||||||
И |
448 |
580 |
571 |
571 |
567 |
565 |
564 |
563 |
565 |
568 |
591 |
Б |
448 |
580 |
584 |
597 |
637 |
684 |
712 |
729 |
742 |
755 |
874 |
С |
448 |
580 |
597 |
622 |
706 |
804 |
860 |
895 |
919 |
942 |
1157 |
Добавленная стоимость, создаваемая лесным комплексом, млрд руб. |
|||||||||||
И |
460 |
608 |
612 |
628 |
634 |
642 |
651 |
661 |
670 |
682 |
737 |
Б |
460 |
608 |
619 |
642 |
674 |
714 |
742 |
762 |
778 |
796 |
946 |
С |
460 |
608 |
626 |
654 |
711 |
781 |
826 |
855 |
877 |
899 |
1136 |
Налоговые поступления от предприятий лесного комплекса, млрд руб. |
|||||||||||
И |
91 |
93 |
100 |
104 |
110 |
111 |
112 |
113 |
114 |
116 |
122 |
Б |
91 |
93 |
101 |
105 |
113 |
117 |
121 |
124 |
127 |
133 |
157 |
С |
91 |
93 |
102 |
107 |
116 |
124 |
130 |
134 |
140 |
150 |
189 |
Производство продукции лесного комплекса на единицу площади эксплуатационных лесов, руб./га |
|||||||||||
И |
731 |
968 |
974 |
1000 |
1010 |
1023 |
1038 |
1053 1068 |
1087 |
1174 |
|
Б |
731 |
967 |
987 |
1023 |
1075 |
1138 |
1183 |
1215 1240 |
1268 |
1508 |
|
С |
731 |
969 |
997 |
1042 |
1132 |
1244 |
1316 |
1363 1397 |
1433 |
1810 |
|
Источник: Минпромторг |