Повысить надежность выдаваемых от имени РФ патентов, снизить затраты бюджета на рассмотрение заявок на изобретения и таким образом сделать еще один шаг на пути инновационного развития России — такие благие цели преследует законопроект, разработанный Роспатентом. Соответствующие поправки предложено внести в Гражданский кодекс РФ.
Законопроект «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» в настоящий момент представлен на общественное обсуждение (он зарегистрирован на портале regulation.gov.ru под ID 01/05/06-18/00081215).
Одно из ключевых положений документа — создание конкурентной среды в процедуре информационного поиска и предварительной оценки патентоспособности при рассмотрении заявок при государственной регистрации изобретений и полезных моделей. Сейчас информационный поиск проводится единственным государственным бюджетным учреждением, подведомственным Роспатенту — Федеральным институтом промышленной собственности. Если поправки в ГК РФ будут приняты, к этой деятельности смогут подключиться и другие организации, в штате которых имеется персонал, обладающий передовыми знаниями в той или иной области науки и техники. Привлечение вышеуказанных специалистов позволит, помимо прочего, оценивать уровень предлагаемых к патентованию изобретений на предмет их актуальности еще до начала проведения экспертизы по существу.
Предполагается, что российские научные или образовательные организации, участвующие в информационном поиске и предварительной оценке изобретений, будут зарегистрированы в Роспатенте, а результаты их исследований будут в обязательном порядке учитываться в ходе экспертизы.
Опыт распределения работ в рамках экспертизы заявок на изобретения Роспатент перенимает главным образом у Страны восходящего солнца. Как отмечают разработчики, такой подход снизил трудозатраты экспертов соответствующего ведомства Японии на 50%.
Как посчитали в Роспатенте, сегодня, то есть в обычном режиме, рядовой эксперт затрачивает 40% времени на изучение материалов заявки и понимание сути изобретения, 30% времени — на проведение информационного поиска. Внедрение системы распределения работ с учетом результатов работ специализированных организаций снизит показатели до 10% каждый.
Еще одна мера, на этот раз ограничительная, подсказана Роспатенту неутешительными данными статистики. Так, за 2003—2017 гг. в ведомство было подано 76 899 заявок на изобретения, по которым авторы испрашивали «беспошлинную льготу» (в соответствии со ст. 1366 ГК РФ инноватор может оформить любое количество патентов без уплаты пошлины — для этого нужно согласиться продать права на открытие первому, кто обратится с такой просьбой). Всего было выдано 53 354 патента, и только по 37 (!) из них были заключены договоры об отчуждении патента. По остальным патентам заявления не отозваны, в связи с чем они являются действующими, несмотря на то что патентные пошлины как за экспертизу, так и за поддержание патента в силе не уплачены. В связи с этим предполагается дать Правительству РФ полномочия по ограничению количества заявок, поданных в течение года одним заявителем, в отношении которых такой заявитель при подаче указанного заявления освобождается от уплаты патентных пошлин.