Международный валютный фонд понизил прогноз развития мировой экономики на следующий год до 3,7% и на 2020 г. — тоже до 3,7%. Причиной ухудшения перспектив глобальной экономики стали новые протекционистские барьеры, тормозящие внешнюю торговлю, и отток капиталов с развивающихся рынков. В этих условиях топ-менеджеры МВФ предлагают правительствам проводить более активную экономическую политику — создавать справедливые правила мировой торговли, снижать долговую нагрузку и сокращать социальное неравенство.
Экономический рост, который вошел в активную фазу с середины 2016 г., по оценке экспертов Международного валютного фонда (МВФ), продолжится в 2018—2019 гг. Однако он становится менее сбалансированным, а в некоторых ведущих экономиках, возможно, уже достиг пика. Риски снижения темпов мирового роста за последние шесть месяцев возросли, а потенциал неожиданных улучшений уменьшился.
Темпы прироста глобального ВВП, согласно «Перспективам развития мировой экономики», представленным МВФ, составят 3,7% в 2018 г. и столько же в 2019 г., что соответственно на 0,2 п.п. ниже, чем в апрельском прогнозе.
В Соединенных Штатах экономическая динамика по-прежнему остается высокой, поскольку бюджетные стимулы продолжают расширяться (2,9% в текущем году). Тем не менее прогноз на 2019 г. был пересмотрен в сторону снижения (до 2,5%) из-за недавно объявленных торговых мер, включая тарифы, введенные на импорт товаров из Китая в Соединенные Штаты в объеме 200 млрд долл.
Оценки экономического прироста на 2019 г. также снижены для зоны евро (до 1,9%) и Соединенного Королевства (до 1,5%) после известных неожиданных изменений, сказавшихся на активности уже в 2018 г.
В более длительной перспективе, по мере сокращения разрывов в объемах производства и нормализации параметров денежно-кредитной политики, рост в большинстве стран с развитой экономикой, как ожидается, снизится до потенциальных темпов — намного ниже средних величин до мирового финансового кризиса, разразившегося десятилетие назад. Сокращение роста населения трудоспособного возраста и прогнозируемое вялое повышение производительности являются основными факторами более низких среднесрочных темпов роста.
Китай в 2018 г. будет расти несколько более низкими темпами (+6,6%) после недавно объявленных торговых мер. В дальнейшем прирост в Поднебесной останется вполне высоким (6,2%), но, согласно прогнозу, в дальнейшем будет постепенно снижаться.
Среди стран с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся государств МВФ снизил прогноз роста, в частности, для Аргентины, Бразилии и Турции в результате специфических страновых факторов, ужесточения финансовых условий, геополитической напряженности и увеличения расходов на импорт нефти.
Россия стала одной из немногих стран, прогноз развития которых был увеличен экономистами МВФ на 2019 г. Увеличение нефтяных цен приведет к более весомому росту российской экономики в следующем году (на 1,8% по сравнению с 1,6% в предыдущем варианте).
Риски растут
Среди рисков ухудшения экономической конъюнктуры, способных затормозить глобальный экономический рост, аналитики МВФ выделяют внешнеторговые барьеры. «Два крупных региональных альянса сейчас подвергаются изменениям — Соглашение между США, Мексикой и Канадой (которое дожидается законодательного утверждения) и Европейский союз (последний договаривается об условиях „брексита“), — отмечает директор исследовательского департамента МВФ Морис Обстфельд. — Кроме того, тарифы, введенные США в отношении Китая, и в более общем плане на автомобили и автомобильные запчасти могут нарушить сложившиеся цепочки поставок, особенно если будут приняты контрмеры».
Значимым риском стало ужесточение за последние шесть месяцев финансовых условий в странах с формирующимся рынком и развивающихся государствах. Центральные банки ряда стран существенно повысили ключевые ставки, в частности, в Индонезии, Чехии, Румынии, и Россия здесь не стала исключением. В сочетании с постепенным ужесточением денежно-кредитной политики в США это сдерживало приток капитала в страны с формирующимся рынком и развивающиеся государства, ослабляло их национальные валюты, создавало волатильность на фондовых рынках и оказывало давление на процентные ставки.
«После десятилетия относительно мягких финансовых условий уровни долга достигли новых рекордно высоких величин в странах с развитой экономикой, государствах с формирующимся рынком и странах с низкими доходами, — комментирует ситуацию директор-распорядитель МВФ Кристина Лагард. — Более того, глобальный долг, как государственный, так и частный, достиг пикового значения за всю историю — 182 трлн долл., что почти на 60% выше, чем в 2007 г. Это накопление долга сделало правительства и компании более уязвимыми по отношению к ужесточению финансовых условий. Страны с формирующимся рынком и развивающиеся государства уже находятся в трудном положении, поскольку они адаптируются к нормализации денежно-кредитной политики в странах с развитой экономикой».
Необходимы совместные действия
В сложных условиях замедляющегося роста г-жа Лагард предлагает правительствам управлять рисками, ускорять реформы и модернизировать многостороннюю систему экономических отношений. «Если прибегнуть к мореходным терминам, нам необходимо управлять кораблем, а не ложиться в дрейф!» — считает глава МВФ.
Во-первых, странам необходимо работать над созданием системы мировой торговли, которая является более прочной, справедливой и пригодной для будущего. Ставки высоки, поскольку дробление глобальных цепочек создания стоимости может иметь разрушительные последствия для многих государств, включая страны с развитой экономикой.
«В будущем нам необходимы „более умные правила“ торговли, которые гарантируют, что все могут получать выгоды от нее. Нам нужно исправить систему, а не разрушить ее, — подчеркивает К. Лагард. — Ближайшая задача заключается в том, чтобы укрепить правила. Это включает анализ искажающего воздействия государственных субсидий, предотвращение злоупотребления доминирующим положением и улучшение соблюдения прав интеллектуальной собственности».
Во-вторых, необходимо создать систему защиты от бюджетных и финансовых потрясений, провести глобальную программу финансового регулирования и противодействовать отходу от реформ.
Государства с формирующимся рынком могут создать эти возможности путем снижения рисков от высоких уровней задолженности компаний, при этом странам с низкими доходами нужно прилагать большие усилия, чтобы государственное заимствование имело более устойчивую основу.
Странам с развитой экономикой также необходимо активно действовать. Они могут создать необходимые возможности для уменьшения государственных дефицитов и перевода государственного долга на пологую убывающую траекторию.
Наконец, предстоит восстановить доверие к институтам и к разработке и проведению экономической политики. Это настоятельно необходимо для обеспечения долговременного роста, охватывающего более широкие слои населения.
«Во многих странах экономический рост не смог улучшить перспективы и средства к существованию обычных людей, — считает г-жа Лагард. — Слишком часто работники и их семьи убеждены сейчас в том, что система устроена несправедливым образом и шансы складываются не в их пользу. Это понять нетрудно: с 1980 г. один процент населения, имеющего самые высокие доходы, получил выгоду от повышения роста в два раза больше, чем 50% населения с самыми низкими доходами».
Одним из ключевых приоритетов сейчас являются инвестиции в людей — образование и здравоохранение, в системы социальной защиты. Эти улучшения, касающиеся человеческого, социального и физического капитала, особенно важны в странах с низкими доходами, где для достижения Целей устойчивого развития ООН потребуются значительные дополнительные расходы.