Нынешний год стал особенно «урожайным» на санкции и ограничительные меры Соединенных Штатов против России, Ирана и Китая. Однако исследования американских же экспертов показывают, что односторонние санкции в условиях глобализации оказываются эффективными лишь в 13% случаев. На российскую экономику санкции могут оказать влияние вкупе с падением цен на нефть, но пока котировки «черного золота» выросли, причем именно в результате санкций США.
В середине 2018 г. произошло существенное расширение ограничительных внешнеэкономических мер США. Во-первых, Соединенные Штаты ввели новые санкции против России как продолжение прошлогодних мер по противодействию внешней политике нашей страны, так и под предлогом новых обвинений в применении химического оружия. Во-вторых, администрация США вышла из так называемой иранской сделки, что означало возобновление санкций против этой страны, включая ограничения на импорт иранской нефти. В-третьих, США и Китай ввели ряд взаимных внешнеторговых ограничений, затронувших, в частности, ТЭК.
Принятые решения усугубили противоречия не только между США и «пострадавшими» государствами, но и между Соединенными Штатами и их традиционными союзниками в Европе и Азии.
«Санкции — это опасный для мировой экономики метод действий, особенно для энергетики с ее огромными по стоимости проектами, долгими сроками инвестиционных вложений и службы активов, — отмечает в Энергетическом бюллетене Аналитического центра при Правительстве РФ д. э. н. Леонид Григорьев. — Санкции являются примером нарушения системы глобального управления и перехода к неэкономическим методам конкуренции».
Вместе с тем односторонние санкции зачастую становятся низкоэффективными из-за невозможности «закрепления» активности компаний за территорией одного государства при свободных перетоках капитала и товаров. Причем это подтверждается опытом предыдущих попыток введения санкций самими же Соединенными Штатами.
Так, специальное исследование Института мировой экономики Петерсона показало, что за весь период с 1945 по 1990 гг. односторонние санкции США достигали успеха в 29% случаев (против 33%, когда действия Соединенных Штатов были частью многосторонних решений). А с 1970 по 1990 гг. вследствие глобализации экономики успешность односторонних американских санкций сократилась до 13% (против 21% в случае многосторонних действий).
Для эффективной реализации санкций необходимо их применять также ко всем резидентам третьих стран, способным компенсировать ущерб от санкций пострадавшим компаниям или обеспечить их обход. Таким образом, санкции становятся экстерриториальными, что в какой-то момент входит в противоречие с национальными и международными правовыми нормами и интересами.
Но в реальности политика санкций встречает активное недовольство вне США. Попытки применять вторичные санкции к партнерам России — за их трансакции с нашей страной — в сентябре встретили явное недовольство со стороны Китая. Американцы заявили о введении санкций в отношении руководства китайского оборонного ведомства, которое проводит военные закупки в России. В ответ на это китайские власти заявили о протесте и потребовали отмены санкций, а также отказались от переговоров с США в оборонной сфере.
В 2017 г. о нежелательности санкций против российских энергетических проектов, затрагивающих интересы Европейского Союза, к США обращался ряд политических лидеров Старого Света. Правда, в результате в законе появилась лишь оговорка о согласовании санкций с союзниками Соединенных Штатов.
Особенно негативно европейский истеблишмент воспринял решение США выйти из ядерной сделки с Ираном и возобновить экономические санкции против этой страны. Этот шаг был сделан несмотря на то, что международные инспекторы подтверждают выполнение Ираном обязательств, а европейские государства, как и Россия с Китаем, выступали за сохранение сделки.
Для российской экономики американские санкции могут создать существенные риски в условиях серьезного падения цен на основной товар отечественного экспорта — нефть. «Санкционные проблемы, они, конечно, создают высокие риски для темпов роста в ближайшие годы, — считает глава Счетной палаты Алексей Кудрин. — Уже есть сценарий Аналитического кредитного рейтингового агентства о том, что такие санкции могут снизить темпы роста и даже привести к рецессии в следующем году».
Тем не менее, пока нефтяные котировки держатся на уровне выше 80 долл. за баррель, причем вверх их подтолкнули, прежде всего, американские санкции против Ирана. Кстати, Международный валютный фонд в последнем прогнозе повысил темпы роста российского ВВП на следующий год на 0,2 п.п. (до 1,8%) именно в результате увеличения цен на «черное золото» (более подробно см. материал на с. 4).