Работники нашей компании достаточно часто направляются в командировки в разные города Краснодарского края. В некоторых из них (например, в г. Сочи) введен курортный сбор. Соответственно, работники вынуждены его уплачивать. Нужно ли им возмещать такой расход? И можно ли учесть его при УСН?
Да, ваша компания обязана возместить командированному работнику сумму курортного сбора, который он заплатил в рамках служебной поездки. При этом данные затраты можно учесть при расчете «упрощенного» налога. Расскажем подробнее.
Правовые основы курортного сбора
Курортный сбор был введен Федеральным законом от 29.07.2017 № 214-ФЗ «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае» (далее — Закон № 214-ФЗ). Он представляет собой плату за пользование курортной инфраструктурой (п. 2 ст. 1 Закона № 214-ФЗ), а его плательщиками являются физические лица, достигшие совершеннолетия, проживающие в гостиницах или иных жилых помещениях, предназначенных для временного проживания (объектах размещения), более 24 часов (ст. 6 Закона № 214-ФЗ).
Перечень лиц, освобожденных от уплаты курортного сбора, приведен в п. 1 ст. 7 Закона № 214-ФЗ. Командированные сотрудники в нем не названы. Но регионам дано право устанавливать иные категории лиц, которые не уплачивают курортный сбор (п. 2 ст. 7 Закона № 214-ФЗ).
В Краснодарском крае взимается курортный сбор в размере 10 руб. в сутки (п. 3 ст. 5, 6 Закона Краснодарского края от 27.11.2017 № 3690-КЗ «О введении курортного сбора на территории Краснодарского края и внесении изменений в Закон Краснодарского края „Об административных правонарушениях“», далее — Закон № 3690-КЗ). При этом перечень лиц, освобожденных от уплаты курортного сбора, полностью соответствует приведенному в п. 1 ст. 7 Закона № 214-ФЗ.
Таким образом, работники из других регионов за время своего нахождения в командировке на определенных территориях Краснодарского края обязаны уплачивать курортный сбор из расчета 10 руб. в сутки.
К сведению!
Согласно ст. 5 Закона № 3690-КЗ территорией эксперимента в Краснодарском крае является территория следующих муниципальных образований:
— муниципальное образование город-курорт Анапа;
— муниципальное образование город-курорт Геленджик;
— муниципальное образование город-курорт Сочи;
— муниципальное образование город Горячий Ключ;
— Новомихайловское городское поселение Туапсинского района;
— Джубгское городское поселение Туапсинского района;
— Небугское сельское поселение Туапсинского района;
— Шепсинское сельское поселение Туапсинского района.
Сумма курортного сбора, подлежащая уплате, исчисляется как произведение количества дней фактического проживания гражданина в объекте размещения, за исключением дня заезда, и соответствующего размера курортного сбора (п. 1 ст. 8 Закона № 214-ФЗ). Она взимается оператором курортного сбора (гостиницей или иным лицом, осуществляющим деятельность по временному размещению и проживанию) не позднее момента выезда из объекта размещения (п. 2 ст. 8 Закона № 214-ФЗ).
Сумма сбора подлежит возмещению
При направлении работника в командировку ему гарантируется возмещение расходов, связанных с поездкой (ст. 167 ТК РФ). В частности, ему возмещаются расходы по проезду и найму жилого помещения, суточные, иные расходы, произведенные с разрешения или ведома работодателя (ст. 168 ТК РФ).
Сумма курортного сбора, подлежащая уплате, не включается в стоимость проживания (п. 1 ст. 8 Закона № 214-ФЗ). Поэтому ее нельзя рассматривать как расходы на наем жилого помещения. Однако уплата курортного сбора является необходимым условием пребывания командированного работника в некоторых городах Краснодарского края.
За невыполнение обязанностей по его уплате предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 500 до 2000 руб. (ст. 9.1.1 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 № 608-КЗ «Об административных правонарушениях»).
Таким образом, курортный сбор представляет собой обязательный расход по командировке, который работодатель в силу положений ст. 167 ТК РФ обязан компенсировать командированному сотруднику.
«Упрощенные» расходы
В закрытом перечне расходов, которые учитываются при УСН, названы расходы на командировки, которые включают в себя, в частности, консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы (подп. 13 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Как мы уже сказали, курортный сбор представляет собой плату за пользование курортной инфраструктурой (п. 2 ст. 1 Закона № 214-ФЗ). Следовательно, суммы возмещения затрат работника по уплате курортного сбора могут быть учтены как «иные аналогичные платежи и сборы».
При взимании суммы курортного сбора оператор курортного сбора выдает плательщику документ, подтверждающий факт уплаты (п. 2 ст. 10 Закона № 214-ФЗ). В письмах Минфина России от 14.06.2018 № 03-01-15/40748 и ФНС России от 25.05.2018 № ЕД-4-20/10130@ разъяснено, что уплата курортного сбора не является расчетом в понимании Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» и не требует применения ККТ. А в письме от 19.04.2018 № ЕД-4-20/7551 ФНС России отметила, что, учитывая позицию Банка России, изложенную в письме от 02.04.2018 № 05-45-1/2303, в качестве документа, подтверждающего факт уплаты курортного сбора, может использоваться квитанция к приходному кассовому ордеру.
Таким образом, достаточным документальным подтверждением уплаты курортного сбора будет наличие квитанции к приходному ордеру, выданной командированному работнику оператором курортного сбора.