РАНХиГС проанализировала проект федерального бюджета. Одно из ключевых замечаний к работе Минфина у РАНХиГС такое: избыточно оптимистическая оценка поступлений̆ от НДС. По оценке аналитиков, поступления НДС могут оказаться на 0,5—0,7 п.п. ВВП ниже, чем полагают авторы плана сбора денег в казну.
В проекте бюджета прогнозы доходов от НДС строятся исходя из предположения о стабильно высоком уровне собираемости — 98,7%. Отчеты Федеральной налоговой службы о начислениях НДС и их структуре, действительно, демонстрируют высокий уровень соответствия между начисленным и фактически собранным НДС. Но это касается только видимой части экономики. Если же учитывать теневую экономику, ситуация будет иной. По отчету ACCA (Международная ассоциация бухгалтеров), теневой сектор в России в 2017 г. дал 39% ВВП, а средняя оценка L. Medina and F. Schneider (Международный валютный фонд, 2018) за 1991—2015 гг. — 33%.
Налоговая база НДС — сложно структурированный объект, что связано с изменчивостью его компонентов как во времени, так и относительно их вклада в общий размер базы, а также динамикой и структурой международной торговли, временными лагами, зависимостью от благосостояния потребителей. Поэтому для анализа НДС в качестве оценочного показателя для налоговой базы используют конечное потребление. Собираемость в данном случае (C-efficiency), с точки зрения учета теневого сектора экономики, поведенческих аспектов, структуры льготного налогообложения — сложно прогнозируемая, но эмпирически полезная величина. Общий для экономики коэффициент собираемости, рассчитанный для средневзвешенной ставки 17,08% (то есть с учетом 10-процентной льготы̆), в 2017 г. составил 54,4%. «В связи с повышением базовой ставки с 2019 г. отметим, что при сохранении структуры товарооборота в части льготных групп товаров средневзвешенная ставка для экономики в 2019 г. составит 18,84%», — пишут ученые.
В бюджетном законопроекте указывается, что одним из факторов роста поступлений НДС станет повышение качества администрирования доходов бюджетов бюджетной системы России. На этот фактор, по оценкам Минфина России, приходится дополнительно 42 млрд руб. поступлений̆ НДС в 2019 г., 5 млрд в 2020 г. и 4 млрд руб. в 2021 г. Также планируется рост поступлений̆ импортного НДС, в том числе за счет повышения качества администрирования таможенных платежей и борьбы с серыми схемами ввоза.
Следовательно, если коэффициент собираемости (C-efficiency) в ближайшей перспективе не сильно изменится и будет сохраняться на уровне 2017 г., то есть 54,4%, то прогнозы в проекте бюджета относительно доходов от НДС по товарам, реализованным на территории России для периода 2019—2021 гг., оказываются завышенными на 20—24%. Что же касается поступлений̆ от НДС, уплачиваемого при ввозе товаров, то их прогноз представляется вполне реалистичными. Общие же доходы от НДС в этом случае оказываются завышенными на 9—11% для периода 2019—2021 гг., резюмируют исследователи.