Появилась новая форма декларации по земельному налогу
В порядке заполнения декларации уточнены положения, касающиеся применения коэффициентов Кв и Ки. До 1 января 2018 г. налоговую базу по земельному налогу можно было корректировать только при возникновении (прекращении) права собственности на земельный участок в течение налогового периода. В этом случае применяется специальный коэффициент Кв (он показывается по строке 140 раздела 2 декларации).
С этого года корректировка налоговой базы стала возможна и при изменении в течение налогового (отчетного) периода вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка (п. 7.1 ст. 396 НК РФ). Для этой корректировки используется коэффициент Ки, который определяется в порядке, аналогичном установленному в п. 7 ст. 396 НК РФ. Он отражается в разделе 2 по строке 145.
Налоговики скорректировали положения п. 5.17 порядка заполнения декларации. Теперь в нем указано, что в строке 145 раздела 2 декларации показывается коэффициент Ки, который применяется для исчисления земельного налога в случае изменения в течение налогового периода кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения его качественных и (или) количественных характеристик. Он определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых в данном налоговом периоде земельный участок имел кадастровую стоимость, установленную для данной качественной и (или) количественной характеристики земельного участка, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
Кроме того, новой редакцией п. 5.17 порядка заполнения декларации предусмотрено, что при одновременном применении коэффициентов Кв и Ки значение коэффициента Ки должно учитывать период владения земельным участком в данном налоговом периоде.
В форму декларации введена новая строка — 245 «Сумма налоговой льготы (в рублях)» (п. 2 ст. 387 НК РФ). Она предназначена для указания суммы налоговой льготы в виде снижения ставки налога законодательными актами органов местной власти.
Согласно новому п. 5.28 порядка заполнения декларации сумма льготы исчисляется как произведение значения, указанного в строке 110 «Налоговая база», и разницы значений полной ставки земельного налога и пониженной ставки. Расчет ведется следующим образом:
— при отсутствии коэффициента Ки — строка 245 = строка 110 х (налоговая ставка – пониженная ставка) х строка 140 : 100;
— при наличии коэффициента Ки — строка 245 = строка 110 х (налоговая ставка – пониженная ставка) х строка 140 х строка 145 : 100.
Код категории земли показывается в строке 030 раздела 2 декларации. Перечень кодов приведен в приложении № 5 к порядку заполнения декларации. Из этого перечня исключен код 003003000050 — прочие земли и добавлен код 003008000010 — земельные участки из состава земель для обеспечения таможенных нужд. Кроме того, поменялось название кода 003003000080. Раньше он назывался «Прочие земли», а теперь — «Земельные участки, для которых категория земель не установлена».
Новая форма декларации и порядок ее заполнения применяются с отчетности за 2018 г.
(Приказ ФНС России от 30.08.2018 № ММВ-7-21/509@, зарегистрирован в Минфине России 20.09.2018 № 52199))
Утверждена новая форма декларации по ЕНВД
В форму декларации введен новый раздел 4, предназначенный для расчета суммы расходов по приобретению ККТ, уменьшающей сумму налога за налоговый период. Раздел состоит из пяти строк. В них указывается следующая информация:
— по строке 010 — наименование модели контрольно-кассовой техники, включенной в реестр контрольно-кассовой техники;
— по строке 020 — заводской номер экземпляра модели контрольно-кассовой техники в соответствии с документами, связанными с приобретением контрольно-кассовой техники;
— по строке 030 — регистрационный номер контрольно-кассовой техники, присвоенный налоговым органом;
— по строке 040 — дата регистрации контрольно-кассовой техники в налоговом органе;
— по строке 050 — сумма произведенных расходов по приобретению контрольно-кассовой техники, которая не может превышать 18 000 руб.
Обратите внимание: в случае недостаточности строк, имеющих код 010, 020, 030, 040, 050, следует заполнить необходимое количество листов раздела 4 (п. 7.2 Порядка заполнения декларации).
Кроме того, в раздел 3 добавлена строка 040. В ней отражается сумма расходов по приобретению ККТ, уменьшающая сумму налога на вмененный доход, исчисленную с учетом п. 2.1 ст. 346.32 НК РФ. Значение данного показателя определяется как сумма всех значений показателей по строке 050 всех заполненных листов раздела 4 декларации (подп. 5 п. 6.1 Порядка заполнения декларации). Соответственно, общая сумма единого налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период, теперь показывается по строке 050 раздела 3 декларации (ранее этот показатель отражался по строке 040). Значение показателя по данной строке не может быть меньше нуля.
Так же откорректирован и порядок заполнения строки 050. Теперь в подп. 6 п. 6.1 Порядка заполнения декларации сказано, что при представлении декларации организацией или индивидуальным предпринимателем, производящими выплаты физическим лицам (при значении показателя по строке 005 равном «1»), значение данного показателя определяется следующим образом:
строка 010 – (строка 020 + строка 030) – строка 040.
При этом разность значений показателей строк 010 и (020 + 030) не может быть меньше, чем 50% от суммы исчисленного единого налога (строка 010).
Если же декларацию сдает индивидуальный предприниматель без наемных работников (при значении показателя по строке 005 равном «2»), значение показателя по строке 050 определяется как разность показателей строк 010 и 030 и 040. В этом случае разность значений показателей строк 010 и 030 должна быть больше или равна нулю.
В связи с изменением в разделе 3 декларации нумерации строк откорректирована и формула расчета показателя по строке 020 раздела 1 «Сумма единого налога на вмененный доход, подлежащая уплате в бюджет» декларации. Теперь в ней вместо строки 040 раздела 3 значится строка 050 раздела 3.
Новую форму нужно будет использовать при сдаче декларации за IV квартал 2018 г.
(Приказ ФНС России от 26.06.2018 № ММВ-7-3/414@, зарегистрирован в Минюсте России 24.09.2018 № 52230)
Допмероприятия налогового контроля оформляются отдельным документом
Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ внес поправки в п. 6.1 ст. 101 НК РФ, которые начали действовать с 3 сентября. Изменена процедура оформления результатов дополнительных мероприятий налогового контроля. Специалисты ФНС России сообщили, что новая редакция указанной нормы предусматривает составление дополнения к акту налоговой проверки. Ранее отдельный документ по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля не составлялся.
По итогам дополнительных мероприятий налогового контроля для проверок, завершенных после 3 сентября 2018 г., инспекция будет оформлять отдельный документ — дополнение к акту налоговой проверки. Он составляется в течение 15 дней с даты окончания дополнительных мероприятий налогового контроля. В нем указывается следующая информация:
— начало и окончание дополнительных мероприятий налогового контроля;
— сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении дополнительных мероприятий налогового контроля;
— полученные дополнительные доказательства, подтверждающие факт нарушения законодательства о налогах и сборах или отсутствие таковых;
— выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений.
Налоговый орган должен будет вручить налогоплательщику этот документ в течение пяти рабочих дней со дня его оформления (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков — в течение десяти рабочих дней с даты его составления).
К документу прилагаются материалы, полученные при дополнительных мероприятиях, за исключением данных, полученных от лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка.
Налогоплательщик может представить свои возражения на дополнение к акту в налоговый орган в течение 15 рабочих дней с момента получения этого документа. Также он может приложить к ним документы или их заверенные копии, подтверждающие обоснованность возражений.
(Информация ФНС России «Об оформлении результатов дополнительных мероприятий налогового контроля», текст документа размещен https://www.nalog.ru 03.09.2018)
Авансы по страховым взносам: за просрочку штрафа не будет
Специалисты ФНС России высказали свою позицию по вопросу привлечения плательщиков страховых взносов к ответственности по ст. 122 НК РФ за неуплату страховых взносов по итогам отчетных периодов. По мнению налоговиков, в такой ситуации штрафа не будет. Аргументация следующая.
Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, а отчетными периодами — I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года (ст. 423 НК РФ). В течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики рассчитывают взносы нарастающим итогом с начала года, а перечисляют разницу между этой суммой и суммой, исчисленной с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно (п. 1 ст. 431 НК РФ).
Исходя из этих норм, налоговики указали, что понятие расчетного периода в главе 34 НК РФ аналогично понятию налогового периода в иных главах НК РФ.
Уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу является авансовым платежом (п. 3 ст. 58 НК РФ). Обязанность по их уплате признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога. При этом нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
В пункте 7 ст. 58 НК РФ сказано, что правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении порядка уплаты сборов, страховых взносов (пеней и штрафов). В силу п. 1 ст. 122 НК РФ ответственность предусмотрена за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия).
Налоговики отметили, что правовая позиция высших арбитров по вопросу применения штрафных санкций по ст. 122 НК РФ за просрочку по уплате авансовых платежей содержится в п. 16 Информационного письма ВАС РФ от 17.03.2003 № 71. Согласно ей в случае невнесения или неполного внесения авансового платежа по какому-либо налогу с налогоплательщика не может быть взыскан штраф, предусмотренный ст. 122 НК РФ.
Следовательно, положения НК РФ не предусматривают привлечения налогоплательщиков и плательщиков страховых взносов к ответственности за неуплату авансовых платежей как по налогам, так и по страховым взносам на основании ст. 122 НК РФ.
Свою позицию специалисты ФНС России довели до нижестоящих налоговых органов.
(Письмо ФНС России от 07.09.2018 № СА-4-7/17429 «О страховых взносах»)
Вычет НДС по кассовому чеку за почтовые услуги
Подотчетные лица компании достаточно часто совершают покупки для нужд организации и прикладывают к авансовому отчету кассовые чеки, подтверждающие совершенные расходы. При этом счета-фактуры по приобретенным товарам (работам, услугам) отсутствуют. Например, такая ситуация складывается в отношении услуг почтовой связи. Можно ли в этом случае принять к вычету «входной» НДС?
Если компания не желает вступать в споры с контролирующими органами, то лучше не принимать к вычету «входной» НДС без счета-фактуры. Дело в том, что, по мнению специалистов Минфина России, налог нельзя зачесть, имея на руках один лишь кассовый чек. Даже если в этом документе выделена сумма НДС. Приведем аргументацию финансового ведомства.
По общему правилу, установленному в п. 1 ст. 172 НК РФ, вычеты сумм НДС производятся на основании:
— счетов-фактур, выставленных продавцами при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав);
— документов, подтверждающих фактическую уплату сумм НДС при ввозе товаров в Российскую Федерацию;
— документов, подтверждающих уплату сумм НДС, удержанного налоговыми агентами;
— иных документов в случаях, предусмотренных п. 3, 6—8 ст. 171 НК РФ.
Как видите, в Налоговом кодексе фигурируют иные документы. Однако в указанных нормах ст. 171 НК РФ речь идет об особенностях вычета сумм НДС, перечисленных налогоплательщиком непосредственно в бюджет, а также сумм НДС, уплаченных сотрудниками организации в составе командировочных и представительских расходов.
Специалисты Минфина России указали, что в главе 21 НК РФ не предусмотрено никаких особенностей для вычета НДС в случае приобретения почтовых услуг. Поэтому по таким услугам нельзя принять к вычету НДС на основании кассовых чеков без наличия счетов-фактур.