ФНС России опубликовала документ с ответами на часто задаваемые вопросы в сфере автоматического обмена информацией с иностранными государствами и территориями (гл. 20.1 НК РФ). Ответы будут полезны организациям финансового рынка.
В 2017 г. в Налоговом кодексе появились положения об автоматическом обмене финансовой информацией с иностранными государствами, которые предусматривают также специальные обязанности для организаций финансового рынка (далее — ОФР). Так, ОФР обязаны представлять в налоговые органы:
-
информацию о клиентах, выгодоприобретателях и лицах, косвенно контролирующих их, которые являются налоговыми резидентами иностранных государств (территорий);
-
иную информацию, которая относится к договору на оказание финансовых услуг между клиентом и ОФР.
В информации ФНС России «Часто задаваемые вопросы по применению положений главы 20.1 Налогового кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2018 № 693» даются разъяснения о различных нюансах представления информации. Остановимся на нескольких.
Во-первых, представлять финансовую информацию нужно не обо всех договорах. В отношении некоторых видов договоров это не требуется. К ним относятся кредитные договоры, договоры аренды банковской ячейки или сейфа, договор банковской гарантии.
Во-вторых, представлять информацию нужно не только в отношении налоговых резидентов тех государств, которые подписали многостороннее соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией. Собирать и направлять в ФНС России информацию нужно в отношении всех клиентов (выгодоприобретателей, контролирующих лиц), которые не являются только российскими налоговыми резидентами, а также в отношении лиц без налогового резидентства (так называемых «tax nomads»).
В-третьих, в документе содержатся пояснения по значительному количеству технических нюансов заполнения Форматов отчета о клиентах (например о том, как указывать административно-территориальное образование (на примере города Химки Московской области)), в чем разница типов адресов «зарегистрированный офис» и «деловой» (первый можно использовать в отношении адреса инкорпорации юридического лица, второй — для адреса управляющей структуры без образования юридического лица).
В-четвертых, под лицом, прямо или косвенно контролирующим клиента, понимается физическое лицо, которое прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет клиентом или более 25% в его уставном капитале либо имеет возможность контролировать действия клиента (абз. 7 ст. 142.1 НК РФ). Если ни одно из физических лиц не обладает прямо или косвенно долей более 25% уставного капитала, следует выявить физических лиц (при их наличии), осуществляющих управление юридическим лицом каким-либо иным образом. К ним относятся физические лица, которые:
-
управляют компанией иными способами (личные контакты с ответственными людьми либо с теми, кто участвует в капитале);
-
управляют компанией без права собственности за счет участия в финансировании предприятия либо по причине тесных семейных отношений, исторически сложившихся или сформировавшихся в результате сотрудничества связей, либо в случае, если компания объявила дефолт по определенным долгам (допустила неисполнение по определенным платежам);
-
являются ответственными за принятие стратегических решений, которые оказывают решающее влияние на развитие бизнеса или на общее направление развития предприятия;
-
осуществляют исполнительный контроль за ежедневной или регулярной деятельностью компании с использованием позиции руководства высшего звена: руководителя предприятия, финансового директора, управляющего или исполнительного директора или президента.
В-пятых, если по договору страхования жизни выгодоприобретатель дает распоряжение на фактическое перечисление денежных средств третьему лицу, обладающему признаками иностранного налогоплательщика, ОФР должен принять меры по установлению налогового резидентства третьего лица как реального выгодоприобретателя. Если такое лицо является налоговым резидентом иностранного государства, ОФР обязан представить в налоговый орган необходимую информацию.