В Госдуму внесен законопроект об уплате квартальной платы за негативное воздействие на окружающую среду. В частности, предусматривается возможность выбора природопользователем способа расчета авансового платежа, а также необходимость уведомления Росприроднадзора о своем выборе.
Случаи переплат субъектами хозяйственной и иной деятельности при внесении авансовых платежей за негативное воздействие на окружающую среду приобрели характер эпидемии. По данным Росприроднадзора за 2016 г. и первое полугодие 2017 г., от организаций поступило почти 19 000 заявлений на зачет или возврат излишне уплаченных сумм платы на общую сумму порядка 4,3 млрд руб. Такая ситуация имеет весьма негативные последствия в виде значительных лишних трудозатрат сотрудников Росприроднадзора, невозможности для субъектов РФ и органов местного самоуправления планировать бюджеты (напомним, что в них поступает 95% платы за негативное воздействие на окружающую среду). Что же касается бизнеса, то от вынужденных переплат страдают не только малые и средние компании. Когда мы говорим о крупных предприятиях, то речь идет о значительных суммах отвлекаемых средств — миллионах рублей по компании. Такая ситуация негативно влияет на финансовую устойчивость представителей реального сектора экономики.
Минимизировать риски переплат по авансовым платежам призван правительственный законопроект о внесении изменения в ст. 164 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Им предусматривается возможность для лиц, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, исполнить право внесения авансового платежа одним из трех способов:
1. В размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей к уплате (с учетом корректировки ее размера) за предыдущий год.
2. В размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, при исчислении которой платежная база определена исходя из объема и (или) массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, лимитов на размещение отходов производства и потребления.
3. В размере, равном части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, при исчислении которой платежная база определена на основе данных производственного экологического контроля об объеме или массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объеме или массе размещенных отходов производства и потребления в предыдущем квартале текущего отчетного периода.
Выбор способа будет осуществляться организациями самостоятельно для каждого вида негативного воздействия на окружающую среду, за которое взимается плата. О выбранном способе плательщик сообщает в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Законопроект внесен в электронную базу Госдумы под № 568200-7.