Проект законодательных поправок в КоАП РФ об ужесточении ответственности за нарушения прав в области защиты прав потребителей разработан Минсельхозом РФ. Характерной особенностью предлагаемых изменений является значительное расширение сферы применения института конфискации предмета административного нарушения.
Решение о разработке проекта изменений в КоАП РФ было принято Минсельхозом под впечатлением от неутешительной статистики, которая свидетельствует о непрекращающихся попытках обойти антисанкционное продуктовое эмбарго. Напомним, что Указом Президента РФ от 06.08.2014 № 560 запрещен либо ограничен ввоз на территорию России отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.
Как отмечают в министерстве, практика работы государственных контролирующих органов выявила нелегальные схемы поставок запрещенных к ввозу товаров. Так, перемещение запрещенной к ввозу продукции нередко осуществляется через территории государств — членов ЕАЭС, по поддельным документам или вовсе без них.
Согласно данным Судебного департамента при ВС РФ, Россельхознадзора и Росалкогольрегулирования, за последние пять лет количество случаев привлечения к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 10.1, 10.2, 10.3, 10.8, ч. 2 ст. 14.4, 14.8, ч. 1, 2, 3 ст. 14.44, 14.45, ч. 1 и 2 ст. 14.46, 15.12 КоАП РФ, превысило 300 000. Сумма наложенных штрафов по ст. 15.12 «Производство или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации» КоАП РФ достигла 1 012 955 696 руб.
С учетом этого Минсельхоз предлагает существенно ужесточить ответственность по всем вышеуказанным статьям, в том числе значительно расширяя сферу применения конфискации предмета нарушения. Проект закона вынесен на общественное обсуждение (ID проекта на regulation.gov.ru 02/04/09-18/00083650).
В таблице приведены некоторые из норм, предложенных к ужесточению.
Нарушитель |
Ответственность |
|
---|---|---|
По действующей редакции |
По проекту |
|
Часть 1 ст 14.4 КоАП РФ(Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением требований законодательства РФ) |
||
Должностное лицо |
Штраф от 3000 до 10 000 руб. |
Штраф от 10 000 до 20 000 руб. |
Компания |
Штраф от 20 000 до 30 000 руб. |
Штраф от 50 000 до 100 000 руб. с возможной конфискацией предметов правонарушения |
Часть 1 ст. 14.4 КоАП РФ (Повторная продажа некачественных товаров (работ, услуг) или с нарушением требований законодательства РФ) |
||
Должностное лицо |
Штраф от 7000 до 15 000 руб. или дисквалификация до года |
Штраф от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация до года. В любом случае возможна также конфискация предметов правонарушения |
Компания |
Штраф от 30 000 до 50 000 руб. с возможной конфискацией предметов правонарушения |
Штраф от 50 000 до 100 000 руб. с возможной конфискацией предметов правонарушения |
Часть 2 ст. 14.7 КоАП РФ (Введение потребителей в заблуждение относительно свойств или качества товара, работы, услуги) |
||
Должностное лицо |
Штраф от 12 000 до 20 000 руб. |
Штраф такой же, но предметы правонарушения могут конфисковать |
Компания |
Штраф от 100 000 до 500 000 руб. |
|
Часть 1 ст. 14.8 КоАП РФ (Нарушение права потребителя на получение информации о товаре, продавце и пр.) |
||
Должностное лицо |
Предупреждение или штраф от 500 руб. до 1000 руб. |
Предупреждение или штраф от 5 000 до 10 000 руб. |
Компания |
Предупреждение или штраф от 5 000 до 10 000 руб. |
Предупреждение или штраф от 30 000 до 50 000 руб. с возможной конфискацией предметов правонарушения |