Индекс экономического настроения, отражающий оценки развития экономики, данные руководителями компаний и потребителями, в III квартале снизился на 3 п.п. (до 96,2). В это же время ВВП вырос на 1,3% к аналогичному периоду прошлого года (1,9% в предыдущем квартале). МЭР объясняет небольшое замедление экономической динамики сокращением производства в сельском хозяйстве.
Для расчета Индекса экономического настроения (ИЭН) ученые ВШЭ использовали результаты обследований деловой активности российских предприятий, а также потребительских ожиданий, в мониторинговом режиме проводимых Росстатом. В опросах приняли участие около 20 000 руководителей компаний различных секторов экономики, а также 5000 респондентов, представляющих взрослое население страны.
В III квартале текущего года ИЭН снизился относительно предыдущего квартала на 3 п.п. (до отметки 96,2). Эксперты «Вышки» напоминают, что восстановительный тренд Индекса, сформировавшийся после прохождения индикатором точки максимального пессимизма в I квартале 2016 г., не прерывался в течение девяти следующих кварталов. Более того, в I квартале 2018 г. значение ИЭН превысило, хотя и всего на 0,1 п.п., свой средний долгосрочный уровень (100), перейдя в зону благоприятного делового климата. Однако во II квартале был зафиксирован возврат негативного тренда, интенсивность которого заметно усилилась в июле — сентябре текущего года.
Негативную динамику продемонстрировали в III квартале нынешнего года практически все компоненты ИЭН. Исключение составили только результаты обследования строительных организаций. Баланс оценок уровня портфеля заказов в отрасли немного улучшился, оттолкнувшись от рекордно низкого за последние тринадцать лет значения предыдущего квартала (–43%).
А баланс оценок ожидаемого изменения численности занятых в подрядных организациях продвинулся от –1% до нулевой отметки.
Вместе с тем ухудшились, хотя и незначительно, практически все «промышленные» и «торговые» компоненты ИЭН (кроме оценок запасов готовой промышленной продукции и складских запасов в торговле), а также компоненты, относящиеся к сфере услуг. Большинство балансов указанных оценок снизилось на 1—2 п.п., а баланс оценок ожидаемого изменения выпуска продукции в добывающих производствах сократился на 4 п.п.
Однако основным драйвером падения ИЭН стало существенное ухудшение экономических настроений населения: индекс потребительской уверенности снизился относительно предыдущего квартала на 6 п.п.
Сельское хозяйство замедлило динамику ВВП
Прирост ВВП в III квартале, по оценке Минэкономразвития, составил 1,3% год к году, несколько снизившись по сравнению с показателем апреля — июня (1,9%). Замедление динамики отрасли эксперты ведомства объясняют существенным сокращением производства в сельском хозяйстве, отрицательный вклад которого в темпы роста в III квартале равнялся 0,4 п.п.
Но даже здесь в последнем месяце квартала — сентябре — масштаб спада уменьшился (–6% год к году по сравнению с –11,3% в августе). В помесячном выражении с устранением сезонности выпуск сельскохозяйственной продукции в начале осени вырос на 0,7% после сопоставимого падения месяцем ранее.
В то же время на годовую динамику сельского хозяйства продолжал оказывать негативное влияние эффект высокой базы августа — сентября прошлого года, когда в отрасли наблюдался догоняющий рост после отставания от нормального графика уборки урожая в середине лета.
Строительная отрасль после падения в предыдущие два месяца в сентябре в отличие от аграрного сектора показала небольшой рост (+0,1% год к году). Тут тенденция совпадает с динамикой соответствующего компонента Индекса экономического настроения.
Рост промышленного производства в первом месяце осени продолжился, хотя его темп замедлился до 2,1% год к году (с 2,7% в августе) из-за ухудшения годовой динамики обрабатывающих производств.
«Слабоотрицательные годовые темпы роста обрабатывающей промышленности в сентябре отчасти обусловлены календарным фактором, — отмечают аналитики МЭР в „Картине деловой активности. Октябрь 2018 г.“. — Количество рабочих дней в сентябре 2018 г. было на 1 меньше, чем в том же месяце прошлого года. С исключением календарного фактора обрабатывающая промышленность, по оценке, показала рост на 0,7% год к году».
Высокие годовые темпы прироста продолжили демонстрировать пищевая промышленность и деревообработка (4,2% год к году и 11,7% соответственно), а также производство прочих неметаллических минеральных продуктов (7%).
Химический комплекс, который на протяжении последних лет является одним из основных драйверов роста обработки, в сентябре показал нулевой рост в годовом выражении. В то же время остановка роста не затронула ключевые подотрасли химической промышленности. Выпуск основных химических веществ и удобрений (код ОКВЭД 20.1), а также изделий из пластмасс (код 22.2), на которые приходится в общей сложности более 60% добавленной стоимости химического комплекса, в сентябре продолжал устойчиво расти (+5,9% и +6,2% год к году соответственно).
Добыча полезных ископаемых в сентябре показала максимальные темпы роста с 2014 г. (+6,9% год к году). Продолжающееся ускорение в отрасли обусловлено, в первую очередь, наращиванием добычи нефти, которая в сентябре, по данным Минэнерго России, обновила постсоветский максимум (11,36 млн барр. в сутки).
Экономика в «колее» слабого роста
Расхождение в направлении динамики Индекса экономического настроения и ВВП эксперты «Вышки» объясняют тем, что первоочередная задача ИЭН заключается не в количественной оценке экономики, а в определении экономических настроений бизнеса и потребителей.
«Пока нет никаких оснований говорить о падении главного результирующего индикатора — ВВП, комплексно характеризующего основные экономические процессы, наблюдаемые в стране», — комментирует ситуацию директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович.
Тем не менее, ожидаемые темпы роста экономики России в текущем году, по оценке ученого, будут примерно в два раза ниже среднемировых — значит, доля страны в общемировом ВВП продолжит сокращаться. Причем слабый рост экономики России происходит на фоне относительно благоприятных фундаментальных макроэкономических показателей. В частности, в 2018 г. государственный бюджет будет выполнен с профицитом вместо планировавшегося дефицита. Среди крупных экономик Россия имеет самый низкий государственный долг по отношению к ВВП. Сальдо счета текущих операций платежного баланса и внешнеторгового оборота сохраняет высокое положительное значение. На относительно достаточном уровне с благоприятным прогнозом находятся золотовалютные резервы и Фонд национального благосостояния. Весьма прилично выглядят сегодня мировые цены за баррель нефти (в рублевом эквиваленте — более 5500 руб.).
«Вхождение экономики России в „колею“ слабого роста и, скорее всего, сохранение сегодняшних темпов в ближайшие два-три года ставят под сомнение перспективу выполнения наиважнейшей социально-экономической задачи по сближению ВВП на душу населения в нашей стране с уровнями, отмечаемыми в развитых экономиках», — делает вывод руководитель Центра конъюнктурных исследований.