Вслед за Рейтингом глобальной конкурентоспособности, в котором наша страна шагнула вверх с 45-го до 43-го места, Россия поднялась на четыре ступеньки в Рейтинге Doing Business — с 35-го до 31-го места. А всего с 2012 г. нам удалось улучшить здесь свою позицию на 89 пунктов. В дальнейшем, по словам главы Минэкономразвития Максима Орешкина, Россия будет стремиться войти в первую двадцатку Doing Business.
В ежегодном рейтинге условий ведения бизнеса Doing Business, представленном Всемирным банком, Россия поднялась на четыре места — до 31-й позиции. Успешному продвижению к вершине рейтинга помогло повышение значения индикатора «Разрешение на строительство», где наша страна сделала рывок со 115-го на 48-е место. Благодаря проведенной реформе на 45 дней сократилось время получения разрешений на строительство, а также его стоимость.
Еще один показатель, характеризующий работу государственных инфраструктурных компаний, — «Подключение к сетям» — также продемонстрировал рост. Стоимость подключения к сетям снизилась в семь раз, а срок уменьшился на десять дней.
В разделе «Кредитование» Россия поднялась с 29-го до 22-го места в результате реализованной еще в 2016 г. реформы, уточняющей основания для освобождения заложенного имущества от автоматической приостановки или моратория на процедуры обращения взыскания, когда в отношении должника начинается процедура финансового оздоровления и внешнего управления.
Небольшое продвижение вперед эксперты Всемирного банка также зафиксировали в сфере регулирования международной торговли (с 100-го до 99-го места). Благодаря этому маленькому шагу вверх у России не осталось показателей, где ее позиция была бы ниже 100-го места.
Хотя и выполнить указание Президента РФ о вхождении в первую двадцатку рейтинга Doing Business пока не удалось.
Лишь по трем индикаторам — легкости подключения к электросетям, регистрации собственности и обеспечению исполнения контрактов — позиции России соответствуют этому критерию.
«С точки зрения соотношения с другими странами у нас в этом году самая сильная позиция в БРИКС, — прокомментировал ситуацию глава МЭР Максим Орешкин. — Кроме того, мы опережаем больше половины Европы. Мы сократили дистанцию с лидером рейтинга Новой Зеландией до 9,22 балла. Россия находится в „клубе“ стран с хорошим бизнес-климатом».
Более того, в 2017—2018 гг. наша страна провела большое количество реформ, которые еще не учтены Всемирным банком. А значит, у России есть потенциал для повышения позиции в следующем рейтинге.
Так, в сфере международной торговли в этом году проведен целый ряд реформ, которые пока не отражены в Doing Business. Вступление в силу нового Таможенного кодекса позволило сократить затраты и время на оформление таможенных процедур, упростить процесс подачи документов.
Кроме того, ФТС приступила к реализации Программы развития до 2020 г. Это позволит автоматизировать значительную часть процессов и усовершенствовать подход к риск-категорированию участников внешнеэкономической деятельности.
«С точки зрения показателя „Международная торговля“ в этом году результат выглядит скромным. Но считаем, что намеченные изменения, а также темп их внедрения позволят существенно повысить качество и скорость таможенного администрирования, — уверен заместитель главы МЭР Тимур Максимов. — И не только по тем маршрутам, которые оцениваются Всемирным банком, но и в целом по стране, что является более важным для состояния делового климата в России».
«Doing Business — это маленькая часть инвестиционного климата, — считает М. Орешкин. — Он учитывает не все административные процедуры, которые есть в экономике. Мы смотрим на деловой климат гораздо шире. Тот же механизм „Трансформация делового климата“ выходит за пределы охвата рейтинга. Задача на ближайшие годы — вхождение в двадцатку стран. Задел под это уже во многом есть».