Эксперты ГК «АвтоСпецЦентр», проведя в прошлом сентябре опрос среди клиентов данной компании о намерениях последних относительно замены своих авто, пришли к выводу, что «старый конь борозды не портит».
Согласно опросу, проведенному ГК «АвтоСпецЦентр» среди 850 клиентов, 26% респондентов в ближайший год отложат покупку нового автомобиля. 15% пересядут на авто более бюджетного класса или приобретут машину с пробегом. 11% воспользуются схемой trade-in и купят запланированную заранее новую модель. 18% респондентов отложат покупку на неопределенный срок. 56% опрошенных автовладельцев не готовы менять авто через три года после покупки.
54% автомобилистов в 2018 г. отказываются от приобретения нового авто по финансовым причинам: цена нового автомобиля в среднем в 1,5 раза превышает стоимость аналогичного двухлетнего авто с пробегом. Поэтому, отмечают авторы исследования, число автолюбителей, которые не спешат приобретать новые автомобили, растет, а автовладельцы вкладывают средства в ремонт и эксплуатацию старого. Так, в 2017 г. минимальный срок эксплуатации автомобиля составлял в среднем четыре года и девять месяцев, что на 21 месяц больше, чем в 2006 г.
С начала 2018 г. цены на новые автомобили выросли на 6—7% в зависимости от бренда, к концу года ожидается рост еще на 2—3%. Цены на авто с пробегом увеличились за сентябрь в среднем на 8,5% по сравнению с августом. В связи с этим автовладельцы стали тщательнее подходить к выбору и покупке автомобиля — 42% опрошенных перед тем, как купить авто, предварительно собирают информацию: читают отзывы на сайте, изучают модель и комплектации, посещают салоны официальных дилеров для консультации с менеджерами и продавцами. Треть клиентов при выборе автомобиля обращаются за советом к друзьям и знакомым. 24% опрошенных ориентируются при покупке на мнение других потребителей на форумах и в социальных сетях.
На растущем рынке автомобилей с пробегом за восемь месяцев 2018 г. лидируют отечественные модели — самая популярная по-прежнему LADA Samara, за январь — август было продано около 240 000 авто. Самыми популярными иномарками с пробегом в России остаются: Ford Focus (в рассматриваемом периоде реализовано 89 000 штук), Toyota Corolla (68 700), Hyundai Solaris (61 700) и KIA Rio (54 600).
Еще три года назад покупатели искали подержанный автомобиль на сайтах объявлений — 54% опрошенных ГК «АвтоСпецЦентр» автолюбителей в 2015 г. приобретали авто на популярных площадках Авто.ру, Avito.ru, Drom.ru и других специализированных сайтах; 32% посещали дилерские центры, 14% приобретали авто с рук — у друзей и знакомых. В сентябре доля тех, кто покупает авто с пробегом у официальных дилеров, выросла до 57%. Опрошенные объясняют рост популярности приобретения у дилеров несколькими факторами, и прежде всего — это надежность.
34% опрошенных ГК «АвтоСпецЦентр» называют основными проблемами при покупке авто с пробегом скрытые дефекты и вложения в ремонт. 15% опасаются за юридическую чистоту автомобиля при покупке с рук. 21% назвали в перечне негативных факторов будущий регулярный ремонт и трудности с приобретением запчастей, 18% — проблемы с последующей продажей и уценку авто, 7% — прохождение ТО, 5% — высокие тарифы КАСКО и невозможность защиты от угона. 84% покупателей перед приобретением авто с пробегом самостоятельно проверяют его по базам ГИБДД, судебных приставов, консультируются с автоюристами.
Купив авто с пробегом или новое авто, большинство россиян не готовы менять его через три года после приобретения. В массовом сегменте средний срок владения автомобилем сегодня — 4,8 года. Наибольший срок владения отмечается у марки Suzuki (69 месяцев эксплуатации), из отечественных марок — у Lada (62 месяца). Наиболее близкие к среднему показателю сроки владения у Citroen (59 месяцев, или четыре года и 11 месяцев). При этом владельцы премиальных авто готовы менять их чаще — в среднем через 2—3 года, выяснили авторы исследования.