Налоговики обновили рекомендации по проведению камеральных проверок
Рекомендации по проведению камеральных проверок специалисты налоговой службы выпустили в 2013 г. Они содержатся в письме ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705. С тех пор налоговики неоднократно их обновляли.
В сентябре этого года специалисты ФНС России внесли очередные изменения в вышеназванное письмо. Появление поправок связано с вступлением в силу приказа ФНС России от 27.12.2017 № ММВ-7-6/1096@ «О расширении электронного документооборота между налогоплательщиками и налоговыми органами в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах».
Изменений немного, и все они в основном носят технический характер. Самое важное из них — обновление формата представления в электронной форме требования о представлении пояснений к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость.
(Письмо ФНС России от 25.09.2018 № ЕД-4-15/18646@ «О внесении изменений в письмо ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705»)
Уплата налога третьими лицами
Налоговый кодекс допускает уплату за налогоплательщика иным лицом налогов, а также сборов, пеней, штрафов, страховых взносов (п. 1, 8, 9 ст. 45 НК РФ). При этом Правилами указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ, утвержденными приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н, установлена возможность указания в распоряжении о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджет как реквизитов плательщика, чья обязанность исполняется, так и реквизитов плательщика — третьего лица, осуществляющего платеж за плательщика налогов, сборов, страховых взносов.
Действующее гражданское законодательство также, в отдельных случаях, предусматривает правовую конструкцию исполнения обязательства третьим лицом. Так, исполнение большинства обязательств, возникающих из договоров и иных юридических фактов, поименованных в ГК РФ, может быть произведено третьим лицом.
Вместе с тем кредитор не обязан принимать исполнение, предложенное третьим лицом, если из закона, иных правовых актов, условий или существа обязательства вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично (п. 3 ст. 313 ГК РФ). Обязанность личного исполнения обязательства может быть предусмотрена также условиями договора.
Специалисты Минфина России указали, что возможность исполнения обязательства третьим лицом (иным лицом) закреплена положениями Налогового кодекса, Гражданского кодекса и может предусматриваться другим регулирующим законодательством. При этом возврат излишне или ошибочно уплаченных сумм платежей, перечисленных в бюджет третьими лицами, следует осуществлять в соответствии с п. 27 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 18.12.2013 № 125н.
(Письмо Минфина России от 15.10.2018 № 23-01-06/73878 «В дополнение к письму Минфина России от 21.05.2018 № 23-01-06/34205»)
В кассовом чеке название услуги можно сократить
Обязательные реквизиты, которые должны содержать кассовый чек и бланк строгой отчетности, определены в п. 1 ст. 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации». В их число входит и наименование товаров, работ, услуг (если объем и список услуг возможно определить в момент оплаты). Таким образом, в кассовом чеке (бланке строгой отчетности) должно быть указано наименование услуги.
Финансисты сообщили, что указанный закон не содержит положений, конкретизирующих требования к названному реквизиту. Поэтому в кассовом чеке (бланке строгой отчетности) может указываться сокращенное наименование услуги, дополненное кодом услуги в соответствии с номенклатурой.
(Письмо Минфина России от 25.09.2018 № 03-01-15/68652)
Авансы по страховым взносам: за просрочку штрафа не будет
Налоговая служба высказала свою позицию по вопросу привлечения плательщиков страховых взносов к ответственности по ст. 122 НК РФ за неуплату страховых взносов по итогам отчетных периодов. По мнению налоговиков, в такой ситуации штрафа не будет. Аргументация следующая.
Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, а отчетными периодами — I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года (ст. 423 НК РФ). В течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики рассчитывают взносы нарастающим итогом с начала года, а перечисляют разницу между этой суммой и суммой, исчисленной с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно (п. 1 ст. 431 НК РФ).
Исходя из этих норм, налоговики указали, что понятие расчетного периода в главе 34 НК РФ аналогично понятию налогового периода в иных главах НК РФ.
Уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу является авансовым платежом (п. 3 ст. 58 НК РФ). Обязанность по их уплате признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога. При этом нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
В пункте 7 ст. 58 НК РФ сказано, что правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении порядка уплаты сборов, страховых взносов (пеней и штрафов). В силу п. 1 ст. 122 НК РФ ответственность предусмотрена за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия).
Налоговики отметили, что правовая позиция высших арбитров по вопросу применения штрафных санкций по ст. 122 НК РФ за просрочку по уплате авансовых платежей содержится в п. 16 Информационного письма ВАС РФ от 17.03.2003 № 71. Согласно ей в случае невнесения или неполного внесения авансового платежа по какому-либо налогу с налогоплательщика не может быть взыскан штраф, предусмотренный ст. 122 НК РФ.
Следовательно, положения НК РФ не предусматривают привлечения налогоплательщиков и плательщиков страховых взносов к ответственности за неуплату авансовых платежей как по налогам, так и по страховым взносам на основании ст. 122 НК РФ.
Свою позицию специалисты ФНС России довели до нижестоящих налоговых органов.
(Письмо ФНС России от 07.09.2018 № СА-4-7/17429 «О страховых взносах»)