С 1 января 2019 г. организации и предприниматели больше не будут признаваться налоговыми агентами по НДС при приобретении у иностранных партнеров услуг в электронной форме. Добровольное принятие на себя обязанностей агента чревато неприятными последствиями. Об этом Минфин России предупредил в письме от 24.10.2018 № 03-07-08/76139.
С нового года утрачивает силу п. 9 ст. 174.2 НК РФ, который возлагает на покупателей (организации и ИП) обязанность по исчислению и уплате в бюджет НДС при приобретении у иностранного поставщика электронных услуг, указанных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ. С этого момента НДС должен уплачивать сам продавец — иностранное лицо. Для этого ему следует встать на учет в российском налоговом органе, как того требует п. 4.6 ст. 83 НК РФ.
А если иностранный поставщик не встанет на учет и, соответственно, не будет перечислять НДС в бюджет? Грозит ли это чем-нибудь российскому покупателю? И может ли в этом случае покупатель выступить в качестве налогового агента, то есть удержать и перечислить НДС за иностранца?
Из рассматриваемого письма Минфина России следует, что с 1 января 2019 г. при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет возлагается исключительно на иностранную организацию независимо от того, кто является покупателем услуг — физическое лицо или организация (индивидуальный предприниматель). В связи с этим такая иностранная организация подлежит постановке на учет в налоговом органе. В противном случае она несет ответственность за неуплату НДС. У российских покупателей электронных услуг с 1 января 2019 г. обязанность налогового агента не возникает.
При этом в случае добровольной уплаты НДС российской организацией или индивидуальным предпринимателем в качестве налогового агента они не смогут принять этот НДС к вычету. Финансисты предупредили, что вычеты уплаченных сумм налога в этой ситуации главой 21 НК РФ не предусмотрены.